Контрольно-счетная палата Волгограда
Контрольно-счетная палата Волгограда
400066, г.Волгоград, ул.Советская, 4а
e-mail: ksp_priem@volgadmin.ru, тел./факс (8442) 38-36-35

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия по теме: «Анализ мероприятий, проводимых администрацией Волгограда по вводу в хозяйственный оборот земельных участков, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград, в целях пополнения доходной части бюджета Волгограда. Эффективность управления и распоряжения муниципальными земельными участками и участками, государственная собственность на которые не разграничена», утвержден решением Коллегии …

Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 21.12.2017 № 48/12 утвержден отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия по теме: «Анализ мероприятий, проводимых администрацией Волгограда по вводу в хозяйственный оборот земельных участков, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград, в целях пополнения доходной части бюджета Волгограда. Эффективность управления и распоряжения муниципальными земельными участками и участками, государственная собственность на которые не разграничена».

Основание контрольного мероприятия: план работы Контрольно-счетной палаты Волгограда на 2017 год, утвержденный приказом Контрольно-счетной палаты Волгограда от 27.12.2016 № 192 «Об утверждении плана работы Контрольно-счетной палаты Волгограда на 2017 год».

Предмет контрольного мероприятия:
- доходы, полученные от использования земельных ресурсов городского округа город-герой Волгоград;
- мероприятия, проводимые администрацией Волгограда по вводу в хозяйственный оборот земельных участков, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград.

Объекты контрольного мероприятия:
- администрация Волгограда,
- департамент муниципального имущества администрации Волгограда,
- комитет экономического развития администрации Волгограда.

ВЫВОДЫ:

В результате проведенного анализа эффективности мероприятий, проводимых администрацией Волгограда в 2015 – 2017 годах по вводу в хозяйственный оборот земельных участков, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград, в целях пополнения доходной части бюджета Волгограда Контрольно-счетной палатой установлено:

1. В 2015 – 2017 годах исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляли комитет земельный ресурсов, департамент земельных ресурсов, департамент муниципального имущества (в настоящее время).

2. Одним из полномочий вышеуказанных структурных подразделений администрации Волгограда является проведение мероприятий по вовлечению земельных участков в границах городского округа в налогооблагаемую базу, в хозяйственный оборот, в том числе путем взаимодействия с органами местного самоуправления, органами государственной власти, налоговыми органами в целях выявления объектов налогообложения, способствующих повышению налоговых доходов бюджета Волгограда.

3. В результате анализа экономических показателей (объема доходов, поступающих в бюджет Волгограда за земельные ресурсы, суммы задолженности перед бюджетом по земельным платежам, доходности 1 га земель) за 2015 – 2017 годы, установлена тенденция снижения экономической эффективности использования земельных ресурсов Волгограда, что может свидетельствовать о снижении в анализируемом периоде эффективности использования земель, расположенных в границах территории муниципального образования.

4. За 2015-2017 годы сложилась тенденция снижения как плановых (с 4 048,6 до 2 970,8 млн.руб.), так и фактических (с 3 857,7 до 1 837,1 млн.руб.) показателей по доходам бюджета Волгограда, поступающим от использования земельных ресурсов.

5. В части неналоговых доходов наблюдается тенденция снижения объема доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование земельных участков, как находящихся в муниципальной собственности Волгограда, так и участков, собственность на которые не разграничена (с 1 221,4 млн.руб. до 722,4 млн.руб.).

Уменьшение доходов, администрируемых ДМИ, обусловлено как снижением кадастровой стоимости в результате ее оспаривания, так и уменьшением количества и площадей земельных участков, переданных в возмездное пользование.

6. В 2015 году произошел существенный рост задолженности (с 1 216,9 до 2 783,0 млн.руб.), который обусловлен передачей комитетом по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области задолженности по арендной плате за землю в сумме 1 590,5 млн.руб. в результате передачи полномочий по администрированию доходов с регионального на местный уровень.

По итогам 2016 года и 9 месяцев 2017 года наблюдается тенденция постепенного снижения общей суммы задолженности по доходам, поступающим в бюджет Волгограда от использования земельных ресурсов (с 2 783,0 до 2 649,0 млн.руб.).

7. Планируемый в 2017 году объем поступлений доходов от использования земельных ресурсов соизмерим с величиной задолженности перед бюджетом Волгограда по земельным платежам, и составляет 2 970,8 млн.руб. при сумме задолженности по состоянию на 01.01.2017 равной 2 704,2 млн.руб.

8. Одной из проблем работы с задолженностью по уплате земельного налога и мониторинга поступлений в бюджет Волгограда является отсутствие у администрации Волгограда полномочий по администрированию соответствующих доходов.

9. Администрацией Волгограда в 2014 году разработан «План мероприятий («Дорожная карта») по увеличению поступлений в бюджет Волгограда доходов от арендной платы за земельные участки и земельного налога муниципального образования городской округ город-герой Волгоград на IV квартал 2014 года, 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Дорожная карта), который утвержден 09.10.2014 главой администрации Волгограда А.И. Чунаковым.

Результатом реализации Дорожной карты в целом должно было стать: выполнение утвержденных параметров бюджета Волгограда по земельному налогу и арендной плате за земельные участки; снижение уровня задолженности по земельным платежам, зачисляемым в бюджет Волгограда; увеличение количества земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет; повышение степени достоверности прогнозируемых объемов доходов и исполнения доходной части бюджета.

10. Администрации Волгограда не удалось в полном объеме достичь запланированных Дорожной картой результатов:
- по итогам 2016 года исполнение доходов бюджета Волгограда, поступающих от использования земельных ресурсов, снизилось по отношению к уровню 2015 года на 9,1% (с 95,3% до 86,2%); за 9 месяцев 2017 года фактическое исполнение составило только 61,8% от плана, в связи с чем имеется риск неисполнения доходов в планируемом объеме;
- в 2016 году и за 9 месяцев 2017 года удалось добиться некоторого снижения общей суммы задолженности по доходам, поступающим от использования земельных ресурсов (в 2016 году снижение составило 2,8%, за 9 месяцев 2017 года – 2,0%);
- не сформирована информация как о количестве земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, так и об общем количестве земельных участков, расположенных на территории муниципального образования, что не позволяет оценить динамику количества земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет в 2015 – 2017 годах;
- низкое исполнение плановых назначений по доходам, поступающим в бюджет Волгограда от использования земель (в 2015 году - 95,3%, в 2016 году - 86,2%) свидетельствует скорее о снижении степени достоверности прогнозируемых объемов доходов и исполнения доходной части бюджета.

11. Администрацией Волгограда не достигнуты плановые значения 4-х из 6-ти контрольных показателей Дорожной карты за 2016 год, а их динамика за 2015-2016 годы подтверждает низкую результативность проводимых мероприятий по вводу земельных участков, расположенных на территории Волгограда, в хозяйственный оборот:
- при планируемом удельном весе льгот по земельному налогу, предоставленных на местном уровне, в размере не более 4%, фактический показатель в 2016 году составил 6,8%;
- при планируемом ежегодном увеличении взысканной задолженности по земельному налогу на 5% и более в 2016 году снижение составило 210,6%;
- при планируемом ежегодном увеличении земельных платежей в бюджете Волгограда не менее 2,0%, в 2016 году объем таких платежей снизился на 24,1%;
- при запланированном приросте количества земельных участков, учтенных в базе данных налоговых органов, фактически по итогам 2016 года количество таких участков уменьшилось.

12. Администрацией Волгограда не сформирован единый баланс земель, расположенных на территории городского округа.

Отсутствие достоверных, актуальных данных о балансе земель муниципального образования город-герой Волгоград по категориям и праве собственности на земельные участки (а также другим необходимым параметрам и показателям, влияющим на величину доходов, подлежащих зачислению в бюджет Волгограда):
- делает невозможным определение доходного потенциала земель городского округа, наличия или отсутствия резервов увеличения объемов доходов городского бюджета, поступающих от использования земельных ресурсов;
- не позволяет провести оценку динамики изменений баланса земель в рассматриваемом периоде, принимаемых управленческих решений в сфере земельных отношений, и их своевременную корректировку в случае выявления отрицательной динамики контрольных показателей.

13. В Волгограде отсутствует единый подход к формированию прогноза налоговой базы и определению прогнозного значения налогового потенциала по земельному налогу (в том числе не определена отчетная дата, по состоянию на которую формируются исходные данные).

14. В рассматриваемом периоде расширился перечень категорий правообладателей земельных участков, расположенных на территории города-героя Волгограда, которым предоставлены льготы по уплате земельного налога.

Анализ льгот и преференций по земельному налогу, предоставленных муниципальными правовыми актами Волгограда, показал постепенный рост объема потерь бюджета Волгограда от предоставления таких льгот, что вызвано увеличением в 2016 году налоговой базы (кадастровой стоимости земельных участков).

Поскольку налогоплательщиками, имеющими льготы по уплате земельного налога, оспаривание кадастровой стоимости, как правило, не проводится, ее величина в 2016 – 2017 годах находится примерно на одном уровне.

15. В 2017 году наблюдается тенденция снижения доли земель, облагаемых земельным налогом по максимальной ставке (1,5%), в общей кадастровой стоимости земель, составляющей налоговую базу для исчисления земельного налога.

При этом установлено, что потенциал повышения налоговой ставки до максимально возможных значений имеется только в части земельных участков, предоставленных для эксплуатации гаражных кооперативов и индивидуальных гаражей для хранения личного автотранспорта.

16. Сложилась тенденция сокращения общей суммы начисленной арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, при увеличении количества договоров аренды, заключенных в отношении таких земельных участков.

Указанная тенденция может быть результатом как оспаривания кадастровой стоимости земельных участков, так и корректировки размера арендной платы за отдельные категории земельных участков, в результате внесения изменений в муниципальные правовые акты.

17. Установлено наличие возможного резерва:
- неналоговых доходов в сумме 5,3 млн.руб. от арендной платы за земельные участки под объектами, предоставленными для целей реализации концессионного соглашения, и не относящимися к коммунальной инфраструктуре;
- налоговых доходов в случае изменения категории земель присоединенных территорий с «земель сельхозназначения» на «земли населенных пунктов» (например, сумма земельного налога за земельный участок кадастровым № 34:03:000000:381 в результате таких изменений увеличилась на 0,17 млн.руб.);
- налоговых и (или) неналоговых доходов в случае понуждения собственников стационарных объектов к оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки под такими объектами;
- налоговых и неналоговых доходов в случае понуждения должников к оплате задолженности перед бюджетом Волгограда по земельным платежам.

18. Администрацией Волгограда своевременно не внесены необходимые корректировки в Дорожную карту, в результате чего не удалось достичь поставленных целей и обеспечить повышение эффективности использования земельных ресурсов, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград.

В целом по итогам анализа реализации Дорожной карты администрацией Волгограда и динамики значений контрольных показателей Дорожной карты можно сделать вывод о низкой результативности проводимых в 2015 – 2016 годах администрацией Волгограда мероприятий по вводу земельных участков, расположенных на территории Волгограда, в хозяйственный оборот.

19. Анализ результатов деятельности структурных подразделений администрации Волгограда, обладающих полномочиями в сфере земельных правоотношений, показал отсутствие системного подхода к планированию и проведению мероприятий, направленных на повышение эффективности использования земельных ресурсов.

Предложения Контрольно-счетной палаты.

Волгоградской городской Думе рекомендовать:
Рассмотреть отчет о результатах настоящего мероприятия на заседании профильного комитета Волгоградской городской Думы.

Администрации Волгограда:
1. В части баланса земель Волгограда:

1.1. разработать порядок и форму формирования единого баланса земель муниципального образования город-герой Волгоград, включающего все значимые параметры, характеризующие земельные ресурсы Волгограда для оценки потенциала их использования;

1.2. обеспечить формирование единого баланса земель муниципального образования город-герой Волгоград;

1.3. принять меры по своевременной актуализации и мониторингу баланса земель в целях принятия управленческих решений в сфере распоряжения земельными ресурсами.

2. Принять все исчерпывающие меры:
- по исполнению плановых назначений по доходам, поступающим в бюджет Волгограда от использования земельных ресурсов;
- по взысканию задолженности в бюджет Волгограда по земельным платежам (в том числе, путем активизации взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов), и списанию задолженности перед бюджетом Волгограда, невозможной к взысканию.

3. Разработать комплексный план мероприятий по вовлечению в хозяйственный (экономический) оборот неиспользуемых земельных участков, включающий расчетные суммы доходов, возможных к поступлению в бюджет Волгограда по результатам планируемых мероприятий, в том числе предусмотреть в его составе порядок и сроки проведения оценки результативности деятельности структурных подразделений администрации Волгограда по вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот в целях принятия оперативных управленческих решений и возможной корректировки плана мероприятий.

Обеспечить своевременную корректировку комплексного плана при внесении соответствующих изменений в действующую нормативно-правовую базу.

4. Проработать механизм эффективного взаимодействия с УФНС России по Волгоградской области и комитетом по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области в части осуществляемых ими полномочий по администрированию доходов бюджета Волгограда.

5. Определить отчетную дату формирования данных о налоговом потенциале по земельному налогу для расчета прогноза налоговой базы по земельному налогу.

6. Пересмотреть условия договоров аренды в части размера арендной платы за земельные участки под объектами, не относящимися к коммунальной инфраструктуре, переданными по концессионным соглашениям, в соответствии с действующим Порядком расчета арендной платы.

Администрации Волгограда в срок до 01.07.2018 предоставить в Контрольно-счетную палату Волгограда информацию о принятых мерах по реализации предложений Контрольно-счетной палаты, указанных в настоящем отчете.



< назад