Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 01.12.2016 № 47/14 утвержден отчет о результатах мероприятия экспертно-аналитического мероприятия по теме: «Анализ эффективности управления муниципальным имуществом в части содержания, эксплуатации и обеспечения сохранности фонтанных сооружений в Волгограде в 2015-2016 годах».
Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 01.12.2016 № 47/14 утвержден отчет о результатах мероприятия экспертно-аналитического мероприятия по теме: «Анализ эффективности управления муниципальным имуществом в части содержания, эксплуатации и обеспечения сохранности фонтанных сооружений в Волгограде в 2015-2016 годах».
Основание для проведения мероприятия: план работы Контрольно-счетной палаты Волгограда (далее – Контрольно-счетная палата) на 2016 год.
Цель мероприятия: анализ эффективности исполнения структурными подразделениями администрации Волгограда полномочий по управлению муниципальным имуществом в части содержания, эксплуатации и обеспечения сохранности фонтанных сооружений в Волгограде.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.
1. Выявлено несоответствие сведений о количестве фонтанов, представленных ДМИ, районными администрациями Волгограда и указанных в муниципальной программе «Благоустройство Волгограда» на 2016-2018 годы, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 31.12.2015 № 1882 (далее – Программа). Выявлены несоответствия в количестве муниципальных фонтанов, отраженных в отдельных разделах Программы, что свидетельствует о некачественной подготовке документа и необоснованном планировании бюджетных средств на содержание данных объектов.
2. В ходе анализа состояния учета фонтанов как объектов муниципальной собственности установлено:
2.1. Из 28 фонтанных сооружений, расположенных в районах Волгограда, 4 фонтана не учтены в реестре муниципального имущества Волгограда;
2.2. Контрольно-счетной палатой отмечена неудовлетворительная работа ДМИ как структурного подразделения администрации Волгограда, ответственного за организацию и координацию управления и распоряжения муниципальным имуществом Волгограда:
- за длительный период времени (2,5 года) не установлен собственник 2-х фонтанов, и, как следствие, не решен вопрос о признании права муниципальной собственности Волгограда на фонтаны, расположенные на ул. Гражданская (ДК «Судоверфь») и на ул. Остравская, 4а, в Красноармейском районе Волгограда;
- при передаче МБУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда» на хранение зеленых насаждений на территории санитарно-защитной зеленой зоны по ул. им. Фадеева не принят во внимание фонтан, расположенный в данной зоне, вследствие чего фонтан не учтен в реестре муниципального имущества;
- балансодержателем фонтана, расположенного в парке аттракционов Тракторозаводского района, является МБУ «Волгоградзеленхоз». На основании устава МБУ «Волгоградзеленхоз» с 01.10.2015 учреждение имеет право осуществлять свою деятельность только на территории Центрального района Волгограда. Необходимо отметить несвоевременность действий МБУ «Волгоградзеленхоз» и ДМИ по передаче указанного фонтана (более года);
- 8 фонтанов (35% от общего количества), являющихся объектами недвижимого муниципального имущества Волгограда балансовой стоимостью 16 435,9 тыс. руб., не зарегистрированы в едином государственном реестре, что является невыполнением требований ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- распоряжением ДМИ от 21.05.2013 № 3528 «О закреплении за администрацией Кировского района Волгограда на праве оперативного управления муниципального имущества» неверно указан вид объекта - фонтан в п. Веселая балка в Кировском районе Волгограда. Фонтан определен как объект движимого имущества, при этом, в соответствии со ст. 130 ГК РФ данное сооружение должно быть отнесено к недвижимому имуществу;
2.3. При постановке муниципальных фонтанов на баланс бюджетных учреждений установлены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета:
- фонтан, расположенный на ул. им. Фадеева в Красноармейском районе Волгограда, принят на баланс МБУ «ЖКХ Красноармейского района» в отсутствие основания для его постановки на баланс учреждения, что является нарушением пункта 7 раздела I «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных Академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 №157н (далее – Инструкция №157н). Кроме того, данный фонтан является отдельным конструктивно обособленным объектом, при этом учтен на балансе МБУ ЖКХ Красноармейского района как элемент объекта основных средств «Санитарно-защитная зеленая зона по ул. им. Фадеева» в нарушение пункта 41 раздела II Инструкции № 157н;
- фонтан по адресу ул. Батальонная 4, балансовой стоимостью 836,63 тыс. руб., учтен на балансе МБУК «ЦПКиО» как движимое имущество, при этом в распоряжении ДМИ от 26.01.2015 №102р «О закреплении за МБУК «ЦПКиО» на праве оперативного управления муниципального имущества» фонтан входит в состав недвижимого имущества. Согласно ст. 130 ГК РФ фонтан является недвижимым имуществом (нарушение пункта 37 раздела II Инструкции 157н);
- фонтан по адресу ул. Краснопресненская, 11, балансовой стоимостью 17,46 тыс. руб., учтен на балансе МБУ «ЖКХ Советского района Волгограда» как иное движимое имущество. В распоряжении ДМИ от 21.04.2016 № 573, согласно которому фонтан закреплен на праве оперативного управления за МБУ «ЖКХ Советского района», вид данного объекта не указан. Согласно ст. 130 ГК РФ объект является недвижимым имуществом (нарушение пункта 37 раздела II Инструкции 157н).
3. В ходе анализа внешнего и технического состояния фонтанов выявлено:
3.1 Общая балансовая стоимость 28 обследованных Контрольно-счетной палатой фонтанов составила 31 447,41 тыс. руб. (не определена стоимость 2 бесхозяйных фонтанных сооружений и фонтана, являющегося элементом объекта «Санитарно-защитная зеленая зона по ул. им. Фадеева» в Красноармейском районе);
3.2 Из 28 сооружений не функционируют 7 городских фонтанов (25%). Таким образом, каждый 4-й городской фонтан является неработающим;
3.3 Общее количество фонтанов с неудовлетворительным состоянием – 11 (39% от общего количества городских фонтанов). Балансовая стоимость данных объектов муниципального имущества составляет 22 453,6 тыс. Таким образом, более трети городских фонтанов, являясь элементами благоустройства территории общего пользования Волгограда, по своим качествам не обеспечивают достижение целей своего создания по формированию культурного и художественного облика Волгограда, эстетических свойств территорий, привлечению туристов и отдыхающих в места отдыха и досуга;
3.4 В связи с выявленным неудовлетворительным внешним состоянием фонтанов отмечены недостатки в работе бюджетных учреждений, которые в нарушение требований Правил благоустройства территории городского округа Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 21 октября 2015 г. N 34/1091 (подп. 3.7.1, 3.7.2, 3.7.6 п. 3.7 раздела 3) не осуществляли в исследуемом периоде надлежащий уход за следующими объектами:
- работающий плоскостной фонтан на пл. Советской Ворошиловского района Волгограда (в оперативном управлении МБУ «ЖКХ Ворошиловского района»);
- работающий фонтанный комплекс на ул. Мира 8 в Центральном районе Волгограда (на хранении МБУ «Волгоградзеленхоз»);
- работающий фонтан на ул. Симбирцева в Центральном районе Волгограда (на хранении МБУ «Волгоградзеленхоз»);
- неработающий фонтан в п. Весёлая балка в Кировском районе Волгограда (в оперативном управлении администрации Кировского района Волгограда);
3.5 Учитывая, что фонтан, расположенный в парке аттракционов Тракторозаводского района, введен в эксплуатацию в начале 2015 года, при этом на момент осмотра в сентябре 2016 года является неработающим, то средства, потраченные на строительство данного фонтана в размере 6 216,58 тыс. руб., израсходованы неэффективно, что не отвечает принципу эффективности использования бюджетных средств, закрепленному ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3.6 За счет средств вышестоящих бюджетов произведена реставрация фонтана на ул. Аллеи Героев как объекта культурного наследия народов Российской Федерации, не включающая в себя работы по замене оборудования, в связи с чем его внешнее состояние улучшилось, при этом техническое состояние на сегодняшний день является неудовлетворительным.
4. В ходе анализа объемов финансирования, предусмотренного на содержание фонтанов в 2015-2016 годах, установлено:
4.1 Размер финансирования, предусмотренный на содержание и ремонт фонтанов в 2015-2016 годах, составляет 5 139 тыс. руб., из них: в 2015 году – 3 237 тыс. руб., в 2016 году – 1 896,8 тыс. руб. (снижение объема финансирования по сравнению с предыдущим периодом составило 41,4%);
4.2 Около 98% (или 5 034,1 тыс. руб.) от общего объема финансирования составляют расходы на содержание фонтанов, так как в 2015 году ремонт фонтанов за счет средств городского бюджета не производился, а в 2016 году средства на ремонт предусмотрены только по одному фонтану в Ворошиловском районе по ул. Академическая в размере 99,8 тыс. руб.;
4.3 В 2015-2016 годах производилось финансирование фонтанов, расположенных на территории 5 районов. Выявлено, что учет затрат на содержание фонтанов в Центральном и Красноармейском районах города ведется в виде общих показателей по всему району, что не позволяет провести анализ финансирования по каждому фонтану в отдельности;
4.4 Контрольно-счетной палатой проведен сравнительный анализ фактических объемов финансирования содержания фонтанов в 2016 году и финансирования, предусмотренного Программой. На момент проведения мероприятия объем фактического финансирования в 2016 году на содержание фонтанов в 3,3 раза меньше объема финансирования, запланированного Программой (1 187,2 тыс. руб. и 3 925,6 тыс. руб. соответственно);
4.5 Программой предусмотрено в 2016-2018 годах финансирование в размере 6 234,6 тыс. руб. на содержание и ремонт 3-х фонтанов в Красноармейском районе Волгограда, не учтенных в реестре муниципального имущества, что может привести к неправомерному использованию бюджетных средств.
5. На основании результатов мероприятия Контрольно-счетная палата отмечает низкую эффективность деятельности администрации Волгограда в части управления, эксплуатации и обеспечения сохранности фонтанов города как объектов муниципального имущества.
По итогам мероприятия Контрольно-счетная палата Волгограда предлагает.
Волгоградской городской Думе
Рассмотреть отчет о результатах настоящего мероприятия на заседании профильного комитета.
Администрации Волгограда
1. Внести изменения в Программу в части приведения в соответствие количества муниципальных фонтанов, указанных в отдельных разделах Программы (пункт 1 выводов отчета).
2. С целью предотвращения нецелевого или неправомерного использования бюджетных средств в кратчайшие сроки принять меры по включению 4-х фонтанов, расположенных на ул. Остравская, 4а; на ул. Гражданская (ДК «Судоверфь»); на ул. им. Фадеева; в парке аттракционов в Тракторозаводском районе Волгограда в реестр муниципального имущества Волгограда или внести соответствующие изменения в Программу (пункт 4.5 выводов отчета).
3. В преддверии проведения в Волгограде матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году обеспечить выделение средств на ремонт технического оборудования одного из главных фонтанов города, являющегося объектом культурного наследия народов Российской Федерации – фонтана на ул. Аллея Героев (пункт 3.6 выводов отчета).
4. Разработать комплекс мер по приведению в рабочее состояние 7 фонтанов Волгограда, указанных в Приложении 1 настоящего отчета, с учетом обеспеченности районов Волгограда фонтанами и мероприятий по подготовке Волгограда к чемпионату мира в 2018 году.
5. В целях эффективного внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств указать бюджетным учреждениям, на балансе которых числятся фонтаны, на необходимость учета расходов на содержание фонтанов пообъектно.
6. Рассмотреть возможность передачи в аренду коммерческой структуре (кафе) фонтана, расположенного на пр. им. В.И. Ленина (напротив д. 20) в Центральном районе Волгограда, с целью восстановления его работоспособности и содержания за счет внебюджетных средств.
7. Обеспечить (поставить на контроль) устранение выявленных в ходе мероприятия нарушений и недостатков.
Структурным подразделениям администрации Волгограда
1. Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда:
1.1. принять меры по включению в реестр муниципального имущества Волгограда 4-х фонтанов: 3 фонтанов в Красноармейском районе (фонтан на ул. Остравская, 4а; фонтан на ул. Гражданская (ДК «Судоверфь»); фонтан на ул. им. Фадеева) и 1 фонтана, расположенного в парке аттракционов в Тракторозаводском районе Волгограда;
1.2. принять меры по регистрации фонтанов, не учтенных в едином государственном реестре, согласно Приложению 1 к настоящему отчету;
1.3. внести изменения в реестр муниципального имущества Волгограда и в распоряжение ДМИ от 21.05.2013 № 3528 «О закреплении за администрацией Кировского района на праве оперативного управления муниципального имущества» в части определения фонтана в п. Веселая балка Кировского района Волгограда как объекта недвижимого имущества.
2. Администрации Кировского района принять меры по выполнению требований Правил благоустройства в части содержания фонтана в п. Веселая балка (пункт 3.4 выводов отчета).
Муниципальным бюджетным учреждениям Волгограда
1. МБУ «ЖКХ Красноармейского района Волгограда», МБУК «ЦПКиО», МБУ «ЖКХ Советского района Волгограда» устранить нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, отраженные в пункте 2.3 выводов отчета.
2. МБУ «ЖКХ Ворошиловского района», МБУ «Волгоградзеленхоз» принять меры по соблюдению требований Правил благоустройства в части содержания фонтанов (пункт 3.4 выводов отчета).
Копии отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлены в адреса главы города А.В. Косолапову, главы администрации Волгограда В.В. Лихачеву, прокурора города Волгограда Д.Е. Симановичу.