Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 27.12.2016 № 55/16 утвержден отчет о результатах мероприятия экспертно-аналитического мероприятия по теме: «Аудит эффективности использования в 2016 году муниципального имущества Волгограда, находящегося в оперативном управлении муниципальных бюджетных учреждений культуры, подведомственных районным администрациям Волгограда».
Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 27.12.2016 № 55/16 утвержден отчет о результатах мероприятия экспертно-аналитического мероприятия по теме: «Аудит эффективности использования в 2016 году муниципального имущества Волгограда, находящегося в оперативном управлении муниципальных бюджетных учреждений культуры, подведомственных районным администрациям Волгограда».
Основание для проведения мероприятия: план работы Контрольно-счетной палаты Волгограда (далее – Контрольно-счетная палата) на 2016 год.
Цель мероприятия: оценка эффективности использования в 2016 году муниципального имущества Волгограда, находящегося в оперативном управлении муниципальных бюджетных учреждений культуры, подведомственных районным администрациям Волгограда (далее – Учреждений); выявление резервов использования муниципального имущества Волгограда и экономии бюджетных средств на финансирование деятельности Учреждений.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.
По МБУК МЦ «XXI век»
В части обеспечения сохранности и использования муниципального имущества:
1. Площадь неиспользуемых помещений здания МЦ «ХХI век» составляет 377,8 кв. м, или 16,4% от общей площади здания (2301,8 кв. м).
2. Одно из помещений ДК «Гумракский» общей площадью 18 кв. м в отсутствие на то договорных отношений занимает отдел полиции, это приводит к неэффективному использованию со стороны МБУК МЦ «XXI век» как муниципального имущества, так и бюджетных средств Волгограда, направляемых на оплату коммунальных услуг и имущественных налогов.
3. Часть территории земельного участка парка «Семейный» (ориентировочно 11 тыс. кв. м, или 35% от общей площади парка) не используется МБУК МЦ «XXI век».
4. В ходе осмотра территории парка «Семейный» выявлено:
- в отсутствие соответствующих документов располагается торговый киоск «Мороженое»;
- 4 строительных вагончика, расположены на территории парка и используются Учреждением в отсутствие правовых оснований. При этом, их внешний вид и целевое назначение не соответствуют целям использования парка (культурно-досуговое);
- незаконно размещен торговый павильон с вывеской «Волгоградский мясокомбинат». Арбитражным судом Волгоградской области вынесено решение о понуждении ООО «Царь–продукт» освободить земельный участок парка «Семейный» от самовольно установленного объекта путем демонтажа.
На момент проведения мероприятия решение Арбитражного суда Волгоградской области не исполнено. ООО «Царь-продукт» продолжает осуществление торговой деятельности в незаконно размещенном торговом павильоне.
В части организации культурно-досуговой деятельности:
1. В 1 полугодии 2016 года МБУК МЦ «XXI век» проведено 151 культурно-массовое мероприятие, в том числе 11 мероприятий на платной основе. Доля платных мероприятий в общем количестве проведенных в 1 полугодии 2016 года культурно-массовых мероприятий составляет 7,3%.
2. Количество кинопоказов в МБУК МЦ «ХХI век» в 1 полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года уменьшилось с 10 до 4 кинопоказов. За указанный период доходы с 1 кинопоказа увеличились на 0,83 тыс. руб. или на 15,5% (с 5,35 тыс. руб. до 6,18 тыс. руб.).
Контрольно-счетная палата отмечает низкий уровень востребованности услуг МБУК МЦ «ХХI век» по кинопоказу.
3. По состоянию на 01.07.2016 в Учреждении осуществляли свою деятельность 28 культурно-досуговых формирований, в том числе 16 формирований на бюджетной основе и 12 на платной основе.
По отношению к 2015 году отмечается снижение количества клубных формирований, осуществляющих свою деятельность на бюджетной основе, на 39 единиц. Количество клубных формирований, осуществляющих свою деятельность на платной основе увеличилось на 7 единиц.
4. Анализ показателей деятельности МБУК МЦ «ХХI век» по организации культурно-досуговых формирований показал, что в 1 полугодии 2016 года затраты на 1 участника клубного формирования, осуществляющего свою деятельность за счет средств бюджета Волгограда, составили 2,93 тыс. руб. в месяц.
Доходы с 1 участника клубного формирования, осуществляющего свою деятельность на платной основе составили 0,4 тыс. руб. в месяц.
5. Для организации деятельности клубных формирований в МЦ «ХХI век» используется около 65,3% от общей площади здания, в ДК «Гумракский» - 39,9%. При этом, показатели загруженности используемых помещений по времени при организации деятельности клубных формирований в течение 1 полугодия 2016 года колеблются в диапазоне:
- по зданию МЦ «ХХI век» от 2,38% до 47,61%;
- по зданию ДК «Гумракский» от 7,14% до 26,7%.
В части анализа финансовых показателей деятельности Учреждения установлено:
1. Плановые назначения по расходам на 2016 год составляют 13 633,6 тыс. руб. Фактическое исполнение за 1 полугодие 2016 года составило 5 924,7 тыс. руб. или 43% от плановых назначений.
Наибольший удельный вес в общих расходах составили расходы на заработную плату с начислениями - 68%. Расходы на закупки товаров, работ, услуг и иные расходы составили 24% и 8% соответственно. При этом, в расходах на выполнение муниципального задания удельный вес заработной платы с начислениями составляет 76,9%.
2. Контрольно-счетной палатой Волгограда установлено отсутствие у МБУК МЦ «ХХI век» исходных данных для расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания учреждения на 2016 год. Следовательно, экономическое обоснование данных нормативных затрат Учреждением не подтверждено.
3. Выборочной проверкой расходования средств на оплату труда МБУК МЦ «XXI век» выявлено:
- фактический размер должностного оклада инженера не соответствует должностному окладу, утвержденному Положением о системе оплаты труда работников МБУК МЦ «XXI век». Несоответствие составляет 0,892 тыс. руб. в месяц;
- в должностной инструкции заместителя директора указана обязанность по замещению своего непосредственного руководителя в период его отсутствия.
Следовательно, доплата, предусмотренная статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации, за выполнение дополнительной работы производиться не должна. При этом фактически в проверяемом периоде заместителю директора за замещение своего непосредственного руководителя выплачено 22,56 тыс. руб., что является экономически необоснованным и неправомерным расходованием средств на оплату труда;
- фонд стимулирующих выплат МБУК МЦ «ХХI век» за 9 месяцев 2016 года превышен на 399,5 тыс. руб., что является невыполнением учреждением требований п. 4.1 Положения о системе оплаты труда от 23.12.2013 № 9/193;
- ежемесячное превышение фонда оплаты труда МБУК МЦ «ХХI век» при совмещении профессий составило 4,71 тыс. руб.;
- установленный размер надбавки за выслугу лет (трудовой стаж) работникам учреждения документально (в том числе, путем составления соответствующего протокола) не закреплен;
- размер ежемесячной доплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы устанавливался в нарушение Положения о системе оплаты труда работников МБУК МЦ «XXI век». Применение утвержденных показателей эффективности деятельности при оценке качества деятельности работников МБУК МЦ «XXI век» документально не подтверждено.
4. В должностных инструкциях заведующих структурными подразделениями МБУК МЦ «ХХI век» не закреплена обязанность по осуществлению руководства творческо-производственной или административно-хозяйственной деятельностью структурного подразделения организации исполнительского искусства. Такая обязанность предусмотрена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.03.2011 №251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии».
Кроме того, должностные обязанности заместителя директора (в части экономических вопросов) дублируют должностные обязанности главного бухгалтера.
Штатным расписанием МБУК МЦ «XXI век» не определены наименование, состав и численность структурных подразделений учреждения, а также отсутствуют Положения о структурных подразделениях учреждения.
Таким образом, наличие вышеуказанных фактов не позволяет определить оптимальную штатную численность заведующих структурными подразделениями учреждения и работников бухгалтерии.
5. Между МБУК МЦ «XXI век» и ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» заключен Договор поставки газа № 09-5-38849/16Б-НБ от 29.01.2016 (далее – Договор от 29.01.2016), согласно которому ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» осуществляет поставку газа МБУК МЦ «XXI век» в объемах 12,563 тыс. куб. м. Оплата за поставку газа по данному договору производится МБУК МЦ «XXI век» за счет средств от приносящей доход деятельности.
При этом, фактически поставка газа по Договору от 29.01.2016 осуществляется в целях отопления ГУЗ «Клиническая поликлиника №28», которое, в соответствии с заключенным между МБУК МЦ «XXI век» и ГУЗ «Клиническая поликлиника №28» Контрактом №3 от 25.12.2015 на возмещение затрат за пользование услугами по поставке газа (далее – Контракт №3), возмещает на компенсационной основе затраты МБУК МЦ «XXI век».
Контрольно-счетная палата Волгограда считает нецелесообразным заключение Договора от 29.01.2016. Расходы учреждения на оплату поставок газа за стороннюю организацию не являются заданным результатом деятельности МБУК МЦ «XXI век» и расцениваются как неэффективные расходы средств учреждения в размере 74,65 тыс. руб.
По МБУК «Комплекс культуры Советского района»
В части обеспечения сохранности и использования муниципального имущества установлено следующее:
1. МБУК «Комплекс культуры Советского района» в ходе осуществления деятельности не используется здание клуба пос. Водный с 2012 года, в связи в его неудовлетворительным техническим состоянием. При этом, меры по финансовому оздоровлению клуба пос. Водный не приняты по настоящее время.
В части организации культурно-досуговой деятельности:
1. В 1 полугодии 2016 года в МБУК «Комплекс культуры Советского района» проведено 237 культурно-массовых мероприятий, в том числе 24 мероприятия на платной основе. Доля платных мероприятий в общем количестве проведенных в 1 полугодии 2016 года мероприятий составляет 10%.
2. Количество кинопоказов в МБУК «Комплекс культуры Советского района» в 1 полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года уменьшилось с 31 до 7 кинопоказов. За указанный период доходы с 1 кинопоказа увеличились на 0,04 тыс. руб., или на 11,4% (с 0,35 тыс. руб. до 0,39 тыс. руб.).
Контрольно-счетная палата отмечает низкий уровень востребованности услуг МБУК «Комплекс культуры Советского района» по кинопоказу.
3. По состоянию на 01.07.2016 в Учреждении осуществляли свою деятельность 51 культурно-досуговое формирование, в том числе 25 формирований на бюджетной основе и 26 на платной основе.
По отношению к 2015 году отмечается снижение количества клубных формирований, осуществляющих свою деятельность на бюджетной основе, на 5 единиц. Количество клубных формирований, осуществляющих свою деятельность на платной основе не изменилось.
4. Анализ показателей деятельности МБУК «Комплекс культуры и отдыха Советского района» по организации культурно-досуговых формирований показал, что в 1 полугодии 2016 года затраты на 1 участника клубного формирования, осуществляющего свою деятельность за счет средств бюджета Волгограда, составили 1,51 тыс. руб. в месяц.
Доходы с 1 участника клубного формирования, осуществляющего свою деятельность на платной основе составили 0,18 тыс. руб. в месяц.
5. Для организации деятельности клубных формирований в ДК на ул. Даугавской используется 40,1% от общей площади здания, в ДК пос. Горьковский – 26,2%. При этом, показатели загруженности используемых помещений по времени при организации деятельности клубных формирований в течение 1 полугодия 2016 года колеблются в диапазоне:
- по зданию ДК на ул. Даугавской от 7,15% до 60,74%;
- по зданию ДК пос. Горьковский от 3,57% до 23,8%.
В части анализа финансовых показателей деятельности Учреждения:
1. Плановые назначения по расходам на 2016 год составляют 30 108,6 тыс. руб. Фактическое исполнение за 1 полугодие 2016 года составило 13 782,5 тыс. руб. или на 46% от плановых назначений.
Наибольший удельный вес в общих расходах МБУК «Комплекс культуры Советского района» составили расходы на заработную плату с начислениями - 69%, расходы на оплату работ, услуг составили 7,5%, прочие расходы составили 22,4%, приобретение нефинансовых активов - 1,1%. При этом, в расходах на выполнение муниципального задания удельный вес заработной платы с начислениями составляет 70,1%.
2. При расчете нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальных услуг, на 2016 год, Учреждением не применялся Порядок, утвержденный постановлением администрации Волгограда по определению объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями Волгограда.
3. В ходе анализа расходования средств на оплату труда МБУК «Комплекс культуры Советского района» выявлено превышение расчетных показателей фонда стимулирующих выплат учреждения за 9 месяцев 2016 года на 1 690,9 тыс. руб., что является невыполнением учреждением требований п. 4.1 Положения о системе оплаты труда от 23.12.2013 № 9/193.
4. Выборочной проверкой штатной численности МБУК «Комплекс культуры Советского района» установлено, что при определении оптимальной штатной численности работников бухгалтерии учреждением не производилась оценка трудозатрат и, следовательно, не определялась нагрузка на 1 работника. По мнению Контрольно-счетной палаты Волгограда, это приводит к экономически необоснованным расходам учреждения.
На основании результатов мероприятия Контрольно-счетной палатой Волгограда подготовлены и направлены в адрес администрации Волгограда следующие рекомендации:
1. Провести инвентаризацию площадей, занимаемых муниципальными учреждениями культуры, подведомственными районным администрациям Волгограда. Подготовить предложения по повышению эффективности их использования, в том числе, с учетом помещений, занимаемых другими учреждениями культуры, находящимися в том же районе и предоставляющими услуги (работы) в аналогичной сфере.
2. Принять меры к недопущению неэффективного расходования бюджетных средств Учреждения на содержание помещения (адрес: 400122, Россия, Волгоград, р.п. Гумрак, ул. Лесная, д. 19г.), занимаемого отделом полиции № 3 УМВД России по городу Волгограду.
3. Разработать предложения по эффективному использованию части земельного участка, входящего в состав территории парка «Семейный», на котором не осуществляется деятельность Учреждения (ориентировочно 11 тыс. кв. м, или 35% от общей площади парка).
4. Принять меры по освобождению территории парка «Семейный» от незаконно расположенных объектов.
5. Провести анализ потенциала учреждений культуры, подведомственных районным администрациям Волгограда, в части качества предоставляемых услуг и их востребованности у жителей. Рассмотреть вопрос о возможности расширения сферы платных услуг и увеличения их стоимости.
6. Обеспечить осуществление расчетов нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, применяемых при определении объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания, в соответствии с Порядком определения объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями Волгограда, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 17.07.2015 №997.
7. Принять меры к должностным лицам МБУК МЦ «ХХI век», допустившим неправомерное расходование средств бюджета Волгограда на оплату труда и возмещению средств в размере 22,56 тыс. рублей.
8. Обеспечить соблюдение требований Положения о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2013 № 9/193, в том числе, в части использования фонда стимулирующих выплат.
9. Обеспечить документальное подтверждение (составление соответствующих протоколов) установленных размеров надбавок за выслугу лет (трудовой стаж) работникам муниципальных учреждений культуры, подведомственных районным администрациям Волгограда.
10. Рассмотреть вопрос по оптимизации штатной численности работников учреждений культуры, подведомственных районным администрациям Волгограда, в том числе, с учетом результатов настоящего мероприятия.
11. Рассмотреть вопрос о расторжении Договора по поставке газа, заключенного между МБУК МЦ «XXI век» и газоснабжающей организацией, в целях отопления здания ГУЗ «Клиническая поликлиника №28».
12. Обеспечить соблюдение требований действующих нормативных правовых актов при передаче муниципального имущества в аренду (в том числе на безвозмездной основе).
13. Рассмотреть вопрос целесообразности содержания здания, расположенного по адресу: г. Волгоград, пос. Водный, ул. Прибрежная 9 на балансе МБУК «Комплекс культуры Советского района» и разработать меры по его дальнейшему использованию.
14. Обеспечить соблюдение муниципальными учреждениями культуры, подведомственными районным администрациям Волгограда, требований действующего законодательства и нормативных актов по бухгалтерскому учету.
15. Обратиться в Волгоградскую городскую Думу с предложением о внесении изменений в «Положение о системе оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры Волгограда», утвержденное решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2013 № 9/193, в части соответствия уровня средней заработной платы работников учреждений культуры Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (в целях недопущения нарушений при начислении фонда стимулирующих выплат работникам учреждений культуры).
Администрации Волгограда обеспечить устранение нарушений и выполнение предложений Контрольно-счетной палаты Волгограда, указанных в настоящем отчете, в срок до 01.05.2017.
Результаты деятельности администрации Волгограда по устранению выявленных нарушений и исполнению рекомендаций Контрольно-счетной палаты Волгограда будут рассмотрены в ходе проведения в 2017 году соответствующего мероприятия внешнего финансового контроля.
Копии отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлены в адреса главы города Волгограда Косолапова А.В., главы администрации Волгограда Лихачева В.В, прокурора города Волгограда Симановича Д.Е.