Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда (далее – Контрольно-счетная палата Волгограда) № 57/17 от 29.12.2016 утвержден отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия по теме: «Анализ экономической эффективности реализации администрацией Волгограда в 2014-2015 годах решений Волгоградской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденные решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 № 36/1087 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград» (далее - Отчет).
Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда (далее – Контрольно-счетная палата Волгограда) № 57/17 от 29.12.2016 утвержден отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия по теме: «Анализ экономической эффективности реализации администрацией Волгограда в 2014-2015 годах решений Волгоградской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденные решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 № 36/1087 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград» (далее - Отчет).
Основание для проведения мероприятия: план работы Контрольно-счетной палаты Волгограда на 2016 год, утвержденный приказом Контрольно-счетной палаты Волгограда от 29.12.2016 № 212.
Цель мероприятия: анализ экономической эффективности реализации администрацией Волгограда решений Волгоградской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденные решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 № 36/1087 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград» (далее – Правила застройки) за 2014 и 2015 годы (при изменении территориальных зон) для бюджета Волгограда, а также подготовка рекомендаций и предложений по результатам экспертно-аналитического мероприятия.
Предмет экспертно-аналитического мероприятия: доходы бюджета Волгограда от реализации администрацией Волгограда в 2014-2015 годах решений Волгоградской городской Думы о внесении изменений в Правила застройки.
По итогам проведенного мероприятия Контрольно-счетной палатой сделаны следующие выводы:
1. В 2014-2015 годах в Правила застройки было внесено 101 изменение, 98 из которых непосредственно касались изменения ранее установленного территориального зонирования Волгограда.
2. Необходимость частой корректировки карты градостроительного зонирования Волгограда, определенной Правилами застройки, в большинстве случаев (35%) обусловлена ее несоответствием фактическому использованию земельных участков, в том числе, определенным и юридически закрепленным до принятия Правил застройки.
3. В Положениях об отраслевых подразделениях администрации Волгограда, осуществляющих градостроительную деятельность, регулирование земельных отношений на территории Волгограда и муниципальный земельный контроль на территории Волгограда, отсутствует закрепление об осуществлении полномочий по контролю за динамикой налоговых и неналоговых доходов бюджета Волгограда от использования земельных участков в результате изменений в Правила застройки в части вида разрешенного использования.
4. Представленная администрацией Волгограда информация о реализации в 2014-2015 годах решений Волгоградской городской Думы о внесении изменений в Правила застройки является не полной, что свидетельствует об отсутствии у администрации Волгограда централизованного учета данных по соответствующим земельным участкам, позволяющих оценить экономический эффект для города вследствие изменения ранее установленного территориального зонирования.
5. Рекомендации Контрольно-счетной палаты, отраженные в заключениях на проекты решений Волгоградской городской Думы о внесении изменений в Правила застройки, принятых в 2014 и 2015 годах, в подавляющем большинстве случаев администрацией Волгограда не учитываются (в том числе, в части предоставления сведений о динамике изменений доходов бюджета Волгограда в результате изменений вида использования земельных участков; фактическом использовании земельных участков, их визуализации и т.д.).
6. Выборочный осмотр ряда земельных участков в Краснооктябрьском, Советском, Тракторозаводском и Центральном районах Волгограда показал следующее:
- фактическое использование участков после изменения их территориальных зон не претерпело существенного изменения;
- в отношении земельных участков, территориальные зоны которых были изменены в целях их последующего предоставления семьям, имеющим 3-х и более детей (Советский район), отмечается фактическое отсутствие инфраструктуры, позволяющей начать строительство индивидуального жилья.
7. Государственной программой Волгоградской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области» на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Волгоградской области № 46-п от 08.02.2016, предусмотрена возможность привлечения средств бюджета Волгоградской области к созданию на данных земельных участках необходимой инфраструктуры при условии софинансирования расходов за счет областных и муниципальных денежных средств в соотношении 50/50.
8. На основании информации, представленной администрацией Волгограда, не представляется возможным произвести комплексную оценку экономической эффективности от изменения территориальных зон при реализации администрацией Волгограда принятых в 2014-2015 годах решений Волгоградской городской Думы о внесении изменений в Правила застройки для бюджета Волгограда в части получения дополнительных доходов.
Предложения:
Волгоградской городской Думе:
1. Рассмотреть Отчет о результатах настоящего экспертно-аналитического мероприятия на заседании профильного комитета Волгоградской городской Думы.
Администрации Волгограда:
1. Рассмотреть целесообразность нормативного закрепления за структурными подразделениями администрации Волгограда, в соответствии с возложенными полномочиями, функций по ведению консолидированного учета динамики налоговых и неналоговых доходов бюджета Волгограда от использования земельных участков в части фактического их использования (в том числе, после внесения изменений в Правила застройки).
2. В рамках контроля достижения целей, заявленных при внесении проектов решений Волгоградской городской Думы о внесении изменений в Правила застройки, разработать единый механизм контроля за процессом реализации принятых решений.
3. Проанализировать данные карты градостроительного зонирования Волгограда, определенной Правилами застройки, в части территориальных зон на предмет соответствия видов разрешенного использования земельных участков данным кадастрового учета и результатам муниципального земельного контроля с целью внесения необходимых корректировок.
4. Принять необходимые меры для участия муниципального образования город-герой Волгоград в подпрограмме «Стимулирование развития жилищного строительства в Волгоградской области» в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 28 мая 2008 г. № 1-п «Об утверждении Порядка предоставления бюджетам муниципальных образований Волгоградской области из областного бюджета субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения».
5. В целях принятия объективного решения, при направлении на рассмотрение в Волгоградскую городскую Думу материалов к проектам решений в части внесения изменений в Правила застройки, обеспечивать их максимальную информативность в отношении земельных участков с изменяемой территориальной зоной (в том числе – данные фотофиксации, сведений о собственнике/арендаторе, видах разрешенного и фактического использования, доходности, наличии/отсутствии задолженности по арендной плате и земельному налогу и т.д.).
6. Рассмотреть вопрос о нормативном закреплении возможности стимулирования владельцев/пользователей земельных участков – инициаторов обращений по поводу изменения их территориального зонирования, развивать территории Волгограда, в отношении которых были приняты соответствующие решения Волгоградской городской Думы.
7. В срок до 01.01.2019 оценить результаты реализации решений Волгоградской городской Думы о внесении изменений в Правила застройки, принятых в 2014-2015 годах.
Администрации Волгограда сводную информацию о мерах, принятых по исполнению рекомендаций, отраженных в настоящем Отчете, представить в адрес Контрольно-счетной палаты в срок до 01.06.2017 года.
Результаты деятельности администрации Волгограда по исполнению рекомендаций будут рассмотрены в ходе проведения мероприятия внешнего финансового контроля за выполнением предложений по результатам данного экспертно-аналитического мероприятия по истечении указанного срока.