Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 09.02.2017 № 3/1 утвержден отчет по теме: «О результатах аудита в сфере закупок на основании итогов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в 2016 году структурными подразделениями Контрольно-счетной палаты Волгограда».
Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 09.02.2017 № 3/1 утвержден отчет по теме: «О результатах аудита в сфере закупок на основании итогов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в 2016 году структурными подразделениями Контрольно-счетной палаты Волгограда».
Основания проведения экспертно-аналитического мероприятия: статья 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), план работы Контрольно-счетной палаты Волгограда на 2016 год, утвержденный приказом Контрольно-счетной палаты Волгограда от 29.12.2015 № 212.
Цель проводимого мероприятия: обобщение результатов осуществления деятельности Контрольно-счетной палаты по аудиту в сфере закупок, в том числе установление причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, для размещения в единой информационной системе в сфере закупок.
Предмет анализа: результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в 2016 году структурными подразделениями Контрольно-счетной палаты, в части вопросов аудита в сфере закупок.
Выводы и предложения Контрольно-счетной палаты Волгограда представлены в виде обобщенной информации о результатах мероприятий по аудиту в сфере закупок, проведенных в 2016 году.
Обобщенная информация о результатах мероприятий по аудиту в сфере закупок, проведенных Контрольно-счетной палатой Волгограда в 2016 году
№
п/п
Результаты аудита в сфере закупок
Данные
Общая характеристика мероприятий
1
Общее количество мероприятий, в рамках которых проводился аудит в сфере закупок/количество подготовленных отчетов
5 / 8
2
Общее количество объектов, в которых проводился аудит в сфере закупок
24
Выявленные нарушения и недостатки
3
Общее количество и сумма нарушений законодательства о контрактной системе и недостатков, выявленных при аудите в сфере закупок по результатам проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам
77 / 12 972,3 тыс. руб.
в том числе в части:
-
3.1
организации закупок
(контрактные службы, комиссии, специализированные организации, централизованные закупки, совместные конкурсы и аукционы, утвержденные требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, общественное обсуждение крупных закупок)
9
1) в нарушение требований п. 23 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ отсутствует профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов у ответственного должностного лица – 7 случаев;
2) в нарушение ст.38 Федерального Закона № 44-ФЗ за период с 31.07.2015 по 29.09.2015 не назначен контрактный управляющий – 2 случая.
3.2
планирования закупок
(план закупок, план-график закупок, обоснование закупки)
27
1) нарушен срок размещения планов-графиков в ЕИС (позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете) – 15 случаев:
2) план проверок не утвержден или утвержден позже установленного срока – 11 случаев;
3) на предложениях НМЦК не указана входящая дата (нарушение п. 2.1. Приказа № 567) – 1 случай.
3.3
документации (извещения) о закупках
(требования к участникам, требования к объекту закупки, признаки ограничения доступа к информации, содержание извещения и документации о закупке, размер авансирования, обязательные условия в проекте контракта, порядок оценки заявок и установленные критерии, преимущества отдельным участникам закупок)
14 / 1 179,3 тыс. руб.
1) нарушение ч. 2 ст. 93 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ – несвоевременное размещение извещений по 13 контрактам на сумму 1 179,3 тыс. руб.;
2) не проводились обязательные закупки с участием СМП и СОНКО – 1 случай.
3.4
заключенных контрактов
(соответствие контракта документации и предложению участника, сроки заключения контракта, обеспечение исполнение контракта)
-
3.5
процедур закупок
(обеспечение заявок, антидемпинговые меры, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников закупки, применение порядка оценки заявок, протоколы)
-
3.6
исполнения контракта
(законность внесения изменений, порядок расторжения, экспертиза результатов, отчет о результатах, своевременность действий, соответствие результатов установленным требованиям, целевой характер использования результатов)
18 / 11 088,0 тыс. руб.
1) информация об исполнении контракта, отчет об исполнении контракта не размещены на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, либо размещены позже установленного срока - 5 случаев на сумму 7 319,7 тыс. руб.;
2) нарушены сроки оказания услуг – 4 случая на сумму 729,4 тыс. руб.;
3) нарушены сроки оплаты исполненных контрактов – 4 случая на сумму 1 544,0 тыс. руб.;
4) в рамках контрактов (договоров) на капремонт муниципального жилфонда выполнены работы по текущему ремонту жилого помещения – 3 случая на общую сумму 512,4 тыс. руб., в том числе 1 случай во исполнение судебного решения1. При этом, фактически предоставление (перечисление) средств субсидии на оплату данных работ в 2015 году не производилось;
5) в нарушение п.3 ст.94 Федерального закона № 44-ФЗ, не проводилась экспертиза результатов, предусмотренная 2 контрактами на общую сумму 982,5 тыс. руб.
3.7
применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту
-
3.8
закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя
(обоснование и законность выбора способа осуществления закупки, расчет и обоснование цены контракта)
3 / 705,0 тыс. руб.
1) в невыполнение п. 1 ч. 9 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ для формирования НМЦК применены неверные индексы (в проектной смете) – 1 случай на сумму 705,0 тыс. руб.;
2) расчет НМЦК произведен по необоснованной цене - 2 случая.
3.9
иных нарушений, связанных с проведением закупок
6
4
Последствия выявленных нарушений
27 / 12 341,2 тыс. руб.
1) в ходе оценки результативности расходов на закупки установлено, что социально-значимый эффект не достигнут в части использования 1966,0 тыс. руб., направленных на оплату работ по капремонту 22 свободных помещений муниципального жилфонда, которые на момент проведения проверки фактически не использовались;
2) в результате завышения подрядчиками стоимости выполненных ремонтных работ в 2016 году произведены избыточные расходы бюджетных средств – 2 случая на общую сумму 13 тыс. руб., образованные в результате неполного выполнения работ за счет средств целевой субсидии;
3) выявлено неэффективное расходование средств бюджета при заключении муниципальных контрактов – 2 случая на общую сумму 3 868,8 тыс. руб.;
4) в результате изменения существенных условий договора (увеличения срока) отсутствует возможность применения штрафных санкций к подрядчику, при этом недопоступление средств в бюджет Волгограда (в виде пени) составило в сумме 65,0 тыс. руб.;
5) МБУ ЖКХ Красноармейского района направлены претензии в адрес подрядных организаций на сумму 31,9 тыс. руб., которыми установлен срок выплаты претензий до 25.11.2015 – в сумме 7,8 тыс. руб., до 01.02.2016 – в сумме 24,1 тыс. руб.;
6) по контракту от 12.05.2015 № 07/15 на ликвидацию несанкционированных свалок на территории Советского района Волгограда исполнителем ООО «ЭкоСтар-Пласт» нарушены сроки оказания услуг, предусмотренные графиком к контракту Штраф за неисполнение (ненадлежащее исполнение) условий контракта составил 94,6 тыс. руб.;
6) ООО «Росстрой» на 46 дней нарушены сроки по контракту от 27.07.2015 № 16/15. В соответствии с условиями контракта за неисполнение (ненадлежащее исполнение) условий контракта просрочку исполнения обязательств, предусмотрена ответственность подрядчика в виде неустойки и штрафа, которые составили 42,3 тыс. руб. (в т.ч., штраф в размере 30,0 тыс. руб., неустойка в сумме 12,3 тыс. руб.);
7) исходя из условий контракта от 17.08.2015 № 26 на поставку ручного электрического инструмента и комплектующих для нужд МБУ «Волгоградзеленхоз» сумма пени составляет 45,3 тыс. руб. (или 12,2% от цены контракта);
8) МБУ «ЖКХ Краснооктябрьского района» заключены и исполнены 2 контракта на поставку труб и комплектующих для устройства поливочника на общую сумму 4 752,2 тыс. руб. При оплате вышеуказанных муниципальных контрактов возникнет вопрос эффективного применения имеющихся ресурсов, так как приобретенные материалы не востребованы;
9) установлено наличие возможных потерь (дополнительных расходов) бюджета Волгограда в сумме 532,2 тыс. руб. (расчетная сумма неустойки на 01.04.2016 по выполненным и неоплаченным в 2015 году контрактам МБУ ЖКХ Краснооктябрьского района);
10) Установлено невыполнение администрациями районов Волгограда Порядка № 776-п, так как в 2015 году не осуществлялось содержание или передержка 2 762 отловленных на территории Волгограда безнадзорных животных. На примере 2-х районов (Дзержинский и Ворошиловский районов) на отлов и уничтожение животных (без содержания) направлено 1 930,9 тыс. руб. (безрезультативные расходы).
Представления (предписания) и обращения
в правоохранительные органы
5
Общее количество представлений (предписаний), направленных по результатам контрольных мероприятий по итогам аудита в сфере закупок
-
6
Общее количество обращений, направленных в правоохранительные органы и иные контрольные органы в сфере закупок по результатам мероприятий по итогам аудита в сфере закупок
5
Причины
7
Основные причины отклонений, нарушений и недостатков, выявленных в ходе мероприятий в рамках аудита в сфере закупок
Недостаточный уровень профессиональной подготовки должностных лиц, ответственных за осуществление закупок, недостаточность планирования закупок, недостаток методического обеспечения, изменение финансирования и графиков выполнения работ (услуг).
Предложения
8
Предложения по совершенствованию контрактной системы, меры по повышению результативности и эффективности расходов на закупки, в том числе нормативно-правового характера
1. Повысить качество долгосрочного планирования и усилить контроль за результативностью расходов на осуществление закупок;
2. Принять меры по обеспечению оплаты в сроки, установленные условиями контрактов;
3. Департаменту финансов администрации Волгограда не допускать сокращения кассового плана по принятым муниципальными заказчиками обязательствам;
4. Муниципальным заказчикам не допускать случаев нарушения сроков размещения в ЕИС информации, предусмотренной законодательством о закупках;
5. Обеспечить работу по реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, в том числе принципа обеспечения конкуренции;
6. С целью своевременности расходов на закупки по капремонту жилфонда целесообразно осуществлять закупки в первом полугодии финансового года и устанавливать сроки проведения работ достаточные для выполнения данных работ;
7. Принять меры по устранению нарушений и по недопущению их совершения впредь.
--------------------------------------------------------------------------------
1В ходе проверки установлено, что фактического предоставления (перечисления) средств субсидии на оплату данных работ в 2015 году не было, по состоянию на 01.01.2016 образована кредиторская задолженность перед подрядчиками в сумме 425,6 тыс. руб., которая была оплачена в 2016 году в рамках предоставленной субсидии на иные цели, а именно на оплату кредиторской задолженности.
В соответствии с ч. 4 ст. 98 Закона № 44-ФЗ обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок размещена в единой информационной системе в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок - на официальном сайте zakupki.gov.ru).