Проверка использования бюджетных средств, предусмотренных на организацию и обеспечение мероприятий по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций и на организацию деятельности аварийно-спасательных отрядов
Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда (далее – КСП Волгограда) от 27.10.2022 № 42/11 утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия ««Проверка использования средств бюджета Волгограда, выделенных комитету гражданской защиты населения администрации Волгограда в 2021» (далее – Мероприятие, Отчет).
Объекты контроля: комитет гражданской защиты населения администрации Волгограда (далее – Комитет); муниципальное казенное учреждение «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты Волгограда» (далее – МКУ ЦОМ); муниципальное учреждение «Служба спасения Волгограда» (далее – МУ «Служба спасения»).
По результатам мероприятия установлено следующее:
1. Ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от природного и техногенного характера» предусмотрено самостоятельное создание органами местного самоуправления резерва материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Резерв). Постановлением администрации Волгограда от 10.08.2015 №1156 утвержден Порядок создания, хранения, использования и восполнения местных резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории городского округа город-герой Волгоград (далее – Порядок №1156). В соответствии с вышеуказанным порядком:
- на Комитет возлагаются функции по созданию, размещению, хранению и восполнению Резерва по вещевому имуществу, товарам первой необходимости и продовольствию (согласно предусмотренным нормам), мобильным техническим средствам связи и оповещения (п. 2.1) (далее – Резерв в части вещевого имущества, товаров первой необходимости и продовольствия);
- структурные подразделения администрации Волгограда представляют на очередной год бюджетные заявки для закупки материальных ресурсов в Резерв; определяют размеры расходов по хранению и содержанию материальных ресурсов в Резерве; осуществляют отбор поставщиков материальных ресурсов в Резерв; определяют места хранения материальных ресурсов Резерва; заключают в объеме выделенных ассигнований договоры (контракты) на поставку материальных ресурсов в Резерв; организуют хранение, освежение, замену, обслуживание и выпуск материальных ресурсов, находящихся в Резерве (п.2.2.).
Комитетом не соблюден п.2.1 и п.2.2. Порядка №1156 в части создания Резерва вещевого имущества, товаров первой необходимости и продовольствия.
2. Мероприятия по гражданской обороне (ГО), защите населения и территории Волгограда от чрезвычайных ситуаций (ЧС) в проверяемом периоде осуществлялись в рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Волгограда» (далее – ВЦП), главным распорядителем бюджетных средств которой являлся Комитет, исполнителями - МУ «Служба спасения» и МКУ ЦОМ.
Анализ реализации Комитетом и муниципальными учреждениями мероприятий ВЦП показал следующее:
1) В рамках реализации задачи 1 ВЦП «Организация и осуществление мероприятий по ГО и ЧС» Комитет использовал бюджетные средства на содержание подземного объекта ГО «Холодильник»: в 2021 году – в размере 1 480,3 тыс. руб.; в 2022 году по состоянию на 01.10.2022 – в размере 797,9 тыс. руб. При этом показатели результативности указанного мероприятия не связаны с содержанием объекта ГО «Холодильник», в связи с чем оценить обоснованность использования бюджетных средств на реализацию мероприятия 1.1. ВЦП, а также результат от их использования не представляется возможным.
2) Мероприятия задачи 2 ВЦП «Координация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории городского округа город-герой Волгоград» реализовывало МУ «Служба спасения» в рамках предоставленных Комитетом субсидий на выполнение муниципального задания и на иные цели.
При проверке формирования и предоставления муниципального задания установлено несоблюдение Комитетом норм Положения № 1473 о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений Волгограда и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания (утв. Постановлением администрации Волгограда от 18.12.2019 № 1473), в том числе:
- в части расчета нормативных затрат;
- в части сроков предоставления субсидий на выполнение муниципального задания и объемов субсидии, установленных в графиках перечисления субсидий. Указанные нарушения имеют признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5. КоАП РФ – «Нарушение условий предоставления субсидий».
При проверке предоставления Комитетом субсидий на иные цели МУ «Служба спасения» установлено уменьшение размера субсидии в связи с ограничением кассового плана Комитета. Указанное нарушение имеет признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5. КоАП РФ – «Нарушение условий предоставления субсидий».
3) По результатам проверки реализации задачи 3 ВЦП «Осуществление мероприятий гражданской защиты населения на территории Волгограда» установлено:
В ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и ГО, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности.
В период проведения КСП Волгограда мероприятия по распоряжению МЧС проводилась комплексная проверка готовности систем экстренного оповещения населения. В результате указанной проверки установлено, что в МОУ СОШ № 91 и МОУ Лицей №2 оборудование неисправно. Потребность в финансировании для восстановления указанного оборудования в 2022 году составляет 613,7 тыс. руб.
3. КСП Волгограда проведена выборочная проверка использования МУ «Служба спасения» особо ценного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления.
По результатам проверки установлено неэффективное использование прогулочной понтонной лодки Т&М CASCADE, DVN, балансовой стоимостью 975,0 тыс. руб. Данное имущество не используется с 2012 года по причине отсутствия мотора, который не входил в комплект, негативными последствиями чего является:
- безрезультатные расходы бюджета в сумме 975,0 тыс. руб. (стоимость понтонной лодки согласно бухгалтерскому учету);
- риск утраты муниципального имущества в связи с потерей потребительских свойств;
- невозможность выполнения работ по ликвидации ЧС в случае необходимости их выполнения.
4. При проверке соблюдения МУ «Служба спасения» правовых актов, регламентирующих оказание услуг на платной основе, установлено, что:
- тарифы на аварийно-спасательные услуги (работы) не утверждены постановлением администрации Волгограда;
- перечни и объемы платных услуг (работ), предоставляемых (выполняемых) МУ «Служба спасения Волгограда» не согласованы Комитетом.
Вышеперечисленные факты является нарушением п. 2.1 и п. 4.2. Правил по порядку формирования, расчета и установления тарифов на прочие (не относящиеся к услугам (работам) общегородского значения) услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями Волгограда (утв. Постановлением главы Волгограда от 24.06.2010 № 1521).
В Отчете раскрываются и иные проблемные вопросы, отражены иные нарушения и недостатки. Соответствующие предложения по их устранению направлены в адрес объектов проверки. Срок устранения нарушений и недостатков и выполнения предложений установлен до 01.05.2023г.
По результатам мероприятия подготовлены следующие предложения.
Волгоградской городской Думе:
Администрации Волгограда:
1. Принять к сведению результаты контрольного мероприятия.
2. Для исполнения требований статьи 11 Федерального закона от №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 20 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» ежегодно предусматривать в бюджете средства на хранение, использование и восполнение местных резервов материальных ресурсов.
3. С целью соблюдения полномочий, возложенных на органы местного самоуправления в ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ в части организации и осуществления мероприятий по ГО, защите населения и территории городского округа от ЧС природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, предусмотреть в бюджете Волгограда средства на восстановление неисправных узлов КСЭОН.
Предложения в адрес Комитета и МУ «Служба спасения» отражены в прилагаемом отчете о результатах мероприятия.
В адрес председателя Комитета и начальника МУ «Служба спасения» направлены представления для принятия соответствующих мер.
Отчет о результатах Мероприятия направлен главе Волгограда, председателю Волгоградской городской Думы и прокурору города Волгограда.