Контрольно-счетная палата Волгограда
Контрольно-счетная палата Волгограда
400066, г.Волгоград, ул.Советская, 4а
e-mail: ksp_priem@volgadmin.ru, тел./факс (8442) 38-36-35

Проведена проверка соблюдения структурными подразделениями администрации Волгограда порядка управления и распоряжения объектами муниципального жилищного фонда Волгограда и их использования...

КСП Волгограда проведено контрольное мероприятие «Проверка соблюдения порядка управления и распоряжения объектами муниципального жилищного фонда Волгограда и их использования» (далее – Мероприятие).

Отчет о результатах Мероприятия утвержден решением Коллегии КСП Волгограда от 14.01.2021 № 1/1 (далее – Отчет).

Цель Мероприятия: Содействие эффективному использованию объектов муниципального жилищного фонда Волгограда.

Задачи Мероприятия:
  • проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую управление и распоряжение объектами муниципального жилищного фонда Волгограда;
  • проверить соблюдение структурными подразделениями администрации Волгограда, наделенными полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом:
а) требований по учету объектов муниципального жилищного фонда Волгограда;
б) требований к использованию объектов муниципального жилищного фонда Волгограда;
в) порядка предоставления объектов муниципального жилищного фонда лицам, имеющим право на их получение(выборочно).
  • выявить риски и выработать предложения.

Объекты мероприятия: комитет жилищной и социальной политике администрации Волгограда (далее – Комитет), департамент муниципального имущества администрации Волгограда (далее - департамент муниципального имущества), муниципальное казенное учреждение «Служба по обеспечению и реализации жилищной политики» (далее – Учреждение).

Результаты мероприятия:

1. По результатам анализа нормативно-правовой базы, регулирующей управление и распоряжение объектами муниципального жилищного фонда Волгограда установлено:
    • муниципальный правовой акт, регулирующий порядок управления и распоряжения жилыми помещениями муниципального жилищного фонда включая вопросы формирования муниципального жилищного фонда, содержания муниципального жилищного фонда, предоставления гражданам помещений муниципального жилищного фонда, определение уполномоченных на совершение действий по управлению и распоряжению объектами муниципального жилого фонда Волгограда и вопросы их компетенций на территории Волгограда не принят;
    • понятия «сохранность муниципального жилищного фонда» муниципальными правовыми актами не закреплены.
 
2. При проверке соблюдения структурными подразделениями администрации Волгограда требований по учету объектов муниципального жилищного фонда установлено:

2.1.  Полномочиями по ведению учета помещений муниципального жилищного фонда наделены департамент муниципального имущества администрации Волгограда, являющийся балансодержателем указанных помещений и комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда, которому не переданы имущественные права на муниципальный жилищный фонд (право собственности, право оперативного управления).

2.2 Муниципальными правовыми актами не разграничены полномочия Комитета и ДМИ в части ведения учета.
Приказом департамента финансов администрации Волгограда за ДМИ закреплен пообъектный учет и своевременное отражение движения имущества, входящего в состав казны, в том числе бюджетный учет имущества казны; оперативный учет имущества казны; технический учет имущества казны.
Порядком управления и распоряжения имуществом за ДМИ закреплено ведение реестра муниципального имущества Волгограда.
Приказами Комитета закреплен:
    • учет жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда предоставленных гражданам по договорам социального найма;
    • учет освободившихся жилых помещений.

2.3. При проверке ведения учета муниципального имущества Волгограда, осуществляемого ДМИ выявлено:
    • нарушение п.4 Порядка ведения реестра органами местного самоуправления, утвержденного приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 № 424, предусматривающего отражение в Реестре площади и адресов объекта: на отдельных объектах не указана площадь жилых помещений (ул. Навлинская, 23-1), отсутствуют адреса (жилой дом в п. Кирова);
    • нарушение п. 5 Порядка ведения реестров органами местного самоуправления, утвержденного приказом Минэкономразвития от 30.08.2011 № 424, предусматривающего ведение Реестра на бумажном носителе. ДМИ не ведет Реестр на бумажном носителе;
    • несоответствие данных Реестра и бюджетного учета ДМИ. Данное нарушение устранено в ходе проверки.

2.4. Локальные акты Комитета, определяющие ведение учета жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда, предоставленных гражданам по договорам социального найма и учета освободившихся жилых помещений (Приказ № 52 и Приказ № 53), имеют ссылки на документы, утратившие силу (устранено в ходе проверки).

2.5. Выявлены расхождения данных:
    • о количестве объектов муниципального жилищного фонда по состоянию на 01.07.2020 года, в информации, представленной Комитетом и числившихся в Реестре;
    • о количестве выморочного имущества в информации, представленной Комитетом, и информации, представленной ДМИ.

2.6. По результатам анализа объектов муниципального жилищного фонда, включенного в муниципальную имущественную казну, установлено:
    • в проверяемом периоде произошло сокращение количества жилых помещений, пригодных для проживания с 20 096 ед. до 18 400 ед. (на 8,4%);
    • в Реестре числилось:
    • 272 свободных жилых помещения муниципального жилищного фонда, из них: квартиры – 45 ед.; жилые дома – 5 ед.; комнаты – 222 ед.;
    • 366 помещений специализированного жилищного фонда, из них: помещения муниципального маневренного жилищного фонда – 231 ед.; служебные жилые помещения – 34 ед.; жилые помещения в общежитиях– 101 ед.
 
3. При проверке соблюдения структурными подразделениями администрации Волгограда требований к использованию объектов муниципального жилищного фонда Волгограда установлено:

3.1. Муниципальный жилищный фонд используется в целях:
    • предоставления гражданам по договорам социального найма;
    • предоставления гражданам в качестве помещений специализированного жилищного фонда.

3.2. Под использованием объектов муниципального жилищного фонда в рамках мероприятия КСП Волгограда рассматривала вопросы выполнения уполномоченными органами администрации Волгограда:
    • обеспечения сохранности объектов муниципального жилищного фонда;
    • осуществления содержания объектов муниципального жилищного фонда;
    • предоставления гражданам по договорам социального найми и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Полномочиями по содержанию и обеспечению сохранности жилых помещений, организации работ по капитальному ремонту, по текущему ремонту помещений муниципального жилищного фонда, по которым не заключены договоры социального или иного найма наделены:
    • Комитет, который в соответствии с Положением о Комитете осуществляет на территории Волгограда единую государственную политику в области жилищных отношений, а также наделен полномочиями в части использования объектов муниципального жилищного фонда, в том числе их содержания и сохранности, организации работ по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда, по текущему ремонту жилых помещений муниципального жилищного фонда, по которым не заключены договоры социального или иного найма, а также осуществлению контроля за целевым использованием жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда;
    • Учреждение, которому постановлением администрации Волгограда 26.12.2017 № 1978 делегированы функции по организации работ по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда, текущему ремонту жилых помещений муниципального жилищного фонда, по обеспечению сохранности и содержанию жилых помещений.
При этом муниципальными правовыми актами, не определено как структурные подразделения осуществляют полномочия по обеспечению сохранности и содержанию объектов муниципального жилищного фонда.

3.3. Общий перечень жилых помещений муниципального жилищного фонда, требующих проведения ремонта с целью реализации полномочий по их сохранности в проверяемом периоде Комитетом не предоставлен.

3.4. В ходе анализа расчетов потребности в финансовых ресурсах на обеспечение сохранности и содержания (в том числе проведения ремонта) объектов муниципального жилищного фонда, представленных Комитетом и Учреждением, выявлены следующие несоответствия:
    • по информации Учреждения, представленной в КСП Волгограда, требуют проведения ремонта - 226 жилых помещений, отсутствует доступ- в 64 жилых помещения;
    • по предварительным расчетам Комитета, представленных в КСП Волгограда, требуют ремонта - 151 жилое помещение.

3.5. Комитетом не обеспечена сохранность и содержание имеющихся свободных жилых помещений, в том числе по причине отсутствия необходимых финансовых ресурсов.
В ходе выборочного осмотра 24 объектов муниципального жилищного фонда установлено:
    • 10 квартир находятся в неудовлетворительном состоянии, требуется освободить от вещей и мусора, привести в надлежащее техническое состояние;
    • 4 квартиры находятся в удовлетворительном состоянии, при этом требуется освободить их от вещей и мусора и провести косметический ремонт (чистовую отделку);
    • в 6 квартир не обеспечен доступ по причине отсутствия ключей от входной двери;
    • в 3 квартиры не обеспечен доступ по причине заселения граждан в отсутствие правовых оснований (самовольное заселение);
    • 1 квартира находится в хорошем состоянии после проведенного в 2019 году капитального ремонта (по ул. Республиканская, 22-61).
Меры, предпринимаемые Комитетом и Учреждением, для приведения выявленных жилых помещений в надлежащее санитарное состояние недостаточны, в том числе по причине отсутствия финансирования.
По результатам анализа невостребованных жилых помещений, находящихся длительное время свободными, выявлены основные причины их невостребованности, в том числе:
    • отказ граждан от получения в наем доли в жилых помещениях: комнаты в коммунальных квартирах (в ходе проверки представлены письменные отказы);
    • неудовлетворительное состояние помещений из-за отсутствия ремонта, а также оставшегося бытового мусора.
Порядок взаимодействия структурных подразделений администрации Волгограда при реализации региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», не содержит норму об обязательном информировании Комитета о проведении капитального ремонта УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Волгоградской области», в связи с чем представители Комитета не принимают участие в общем собрании и не имеют возможности осуществлять часть работ (в том числе замену инженерных коммуникаций к муниципальным квартирам и в муниципальных квартирах) за счет средств этого фонда.

3.6. В 2019 году согласно перечню жилых помещений, требующих проведения капитального ремонта, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 04.04.2019 № 359, Учреждением проведен ремонт 5 муниципальных квартир общей площадью 181,2 кв. м.
Стоимость ремонтных работ согласно условиям контракта, заключенного Учреждением на выполнение работ по капитальному ремонту, составляла1 338,3 тыс.руб., выполнены работы на общую сумму 1 212,5 тыс. рублей.
В связи с отсутствием кассового плана в 2019 году и лимитов бюджетных обязательств на указанные цели в 2020 году за Учреждением числилась кредиторская задолженность перед ООО «ЖКХГАРАНТ» по контракту от 27.05.2019 № 103 в сумме 1 212,5 тыс. руб., которая была взыскана на основании Решения Арбитражного суда Волгоградской области от 23.06.2020 о взыскании с Учреждения в пользу ООО «ЖКХГАРАНТ».
Избыточные расходы бюджета Волгограда составили в 2020 году 64,1 тыс.руб. (неустойка – 28,3 тыс. руб.; судебные расходы на уплату госпошлины в размере 25,2 тыс.руб., расходы на оплату услуг представителя – 10,6 тыс. руб.), что составляет 5,2% от стоимости выполненных работ.
При этом ООО «ЖКХГАРАНТ» также нарушило сроки выполнения работ. В связи с чем Учреждением в адрес подрядчика направлены две претензии об уплате неустойки за нарушение сроков исполнения обязательств по контракту:
    • от 09.09.2019 № 07-02/155 на сумму 9,0 тыс.руб.;
    • от 26.12.2019 № 07-02/233 на сумму 15,6 тыс.руб.
Средства на погашение неустойки в сумме 9,0 тыс.руб. перечислены ООО «ЖКХГАРАНТ» в добровольном порядке (п/п от 09.09.2019 № 265). Средства в сумме 15,6 тыс.руб. подрядной организацией не перечислены.
 
3.7. Работы по проведению капитального ремонта осуществлялись Учреждением в рамках исполнения мероприятия 4.1. Обеспечение муниципальным жильем отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Жилище». В нарушение требований п.2.1, п.3.2, п.5.1 Порядка разработки и реализации муниципальных программ Комитетом не указано в качестве участника МП «Жилище» Учреждение, фактически осуществляющее проведение мероприятий по капитальному ремонту жилых помещений.

3.8. При проверке выполнения полномочий по администрированию доходов установлено:
1) учетной политикой Учреждения не был закреплен порядок учета доходов от найма на счетах бюджетного учета (устранено в ходе проверки);
2) дебиторская задолженность по доходам от платы за наем в соответствии с данными бюджетной отчетности Учреждения составила:
      • по состоянию на 01.01.2019 – 54 859,7 тыс.руб.;
      • по состоянию на 01.01.2020 – 50 836,9 тыс.руб.,
      • по состоянию на 01.01.2021 – 54 871,6 тыс. рублей, что выше плановых бюджетных назначений 2020 года- 52.1 млн. руб.);
3) заключение Учреждением агентских договоров с АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», которое ведет начисление платы за наем, без проведения торгов имеют признаки разукрупнения закупок (несколько договоров заключены в один день; все договоры заключены с АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК»; договоры имеют идентичный предмет) и нарушения ст.8, 24, 93 Закона № 44-ФЗ;
4) в отдельные периоды 2019 года и первого полугодия 2020 года по причине отсутствия доведенных лимитов и (или) кассового плана Учреждение не заключало договора с АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК»;
5) по результатам претензионной работы Учреждения на его счет поступили средства в сумме:
      • 1 941,4 тыс.руб. в 2019 году или 3,5% от суммы задолженности на начало года;
      • 2 089,0 тыс. руб. в 1 полугодии 2020 года или 4,1% от суммы задолженности на начало года.

4. При проверке соблюдения структурными подразделениями администрации Волгограда порядка предоставления объектов муниципального жилищного фонда установлено:

4.1. Статья 49 ЖК РФ определяет, что право на получения жилых помещений муниципального жилищного фонда имеют малоимущие граждане, признанные по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Единый порядок ведения органами местного самоуправления учета указанных граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на территории Волгоградской области определен Законом Волгоградской области от 01.12.2005 № 1125-ОД.
Комитет в соответствии с Положением о Комитете:
    • обеспечивает предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;
    • обеспечивает предоставление гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгограда;
    • производит расчет потребности в жилых помещениях жилищного фонда социального использования Волгограда и муниципального специализированного жилищного фонда Волгограда.

4.2. В проверяемом периоде Комитет:
    • не осуществлял расчет потребности в муниципальных помещениях специализированного фонда, что не отвечает пункту 2.1.2.18.  Положения о Комитете;
    • представил расчетную потребность в жилых помещениях социального использования Волгограда, которая составляет 60 270 кв. м,, в связи с чем имеющиеся в муниципальной собственности свободные кв. м -2 335,7 кв. м или 272 жилых помещения не позволяют обеспечить всех нуждающихся в них.

4.3.По итогам проверки предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма установлено, что в проверяемом периоде предоставление этой категории жилья осуществлялось только по решению судов. В порядке общей очереди жилые помещения Комитет не предоставлял.
 Количество нуждающихся на 01.01.2021 года составило - 1 227 семей.

4.4. В проверяемом периоде финансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жилищных прав малоимущих граждан, проживающих в Волгограде» муниципальной программы «Жилище» не было предусмотрено, что не позволяло улучшать жилищные условия малоимущих граждан, стоявших в очереди на получение жилых помещений по договорам социального найма.

4.5. Порядком предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях муниципального специализированного жилищного фонда Волгограда не урегулированы действия в случае добровольного отказа очередника от предлагаемого жилого помещения, что привело к наличию очереди на его получение при имеющихся жилых помещениях, предназначенных для служебного использования.
 
Подробная информация о результатах Мероприятия, а также предложения КСП Волгограда отражены в Отчете. Копии Отчета направлены в адрес главы Волгограда, председателя Волгоградской городской Думы и в прокуратуру города Волгограда.



< назад