Утвержден отчет по аудиту использования средств на переселение граждан из аварийного жилья...
КСП Волгограда проведено мероприятие «Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2019 году на переселение граждан из аварийного жилья в рамках реализации муниципальной программы «Жилище» (далее – Мероприятие).
Отчет о результатах Мероприятия утвержден решением Коллегии КСП Волгограда от 12.11.2020 № 40/13 (далее – Отчет).
Цель Мероприятия: провести комплексный анализ и оценку деятельности органов местного самоуправления (далее – ОМС) Волгограда по реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья в рамках подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в Волгограде, из аварийного жилья» (далее – Подпрограмма) муниципальной программы «Жилище» и разработать предложения по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Задачи Мероприятия:
1. Оценить качество разработки Подпрограммы;
2. Оценить эффективность использования бюджетных средств, направленных в 2019 году на переселение граждан из аварийного жилья в рамках Подпрограммы;
3. Оценить эффективность организации процесса реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья в рамках Подпрограммы.
Объект Мероприятия: комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда.
Результаты Мероприятия:
По результатам оценки деятельность ОМС по использованию бюджетных средств, направленных в 2019 году на переселение граждан из аварийного жилья в рамках реализации Подпрограммы, в целом признана умеренно эффективной, при этом в разрезе задач:
- деятельность по разработке Подпрограммы признана неэффективной;
- деятельность по использованию бюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилья признана умеренно эффективной;
- деятельность по организации процесса переселения признана неэффективной.
Результаты Мероприятия выявили необходимость доработки муниципальных правовых актов (далее – МПА), регламентирующих организацию административных процедур и межведомственного взаимодействия ОМС при переселении граждан из аварийного жилья.
1) В целях определения порядка действий структурных подразделений администрации Волгограда при осуществлении процедуры переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, постановлением администрации Волгограда от 28.09.2015 № 1345 утвержден Порядок взаимодействия при переселении граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее – Порядок взаимодействия № 1345).
Установлено, что Порядок взаимодействия № 1345 не определяет порядок действий комитета по строительству администрации Волгограда и департамента муниципального имущества администрации Волгограда при осуществлении процедуры переселения граждан из аварийного жилья, а также порядок их взаимодействия с комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда.
2) МПА не регламентирована расчетная предельная стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения для определения объема финансирования мероприятий Подпрограммы, направленных на выполнение задачи «Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья».
К примеру, на региональном уровне для определения объема финансирования на реализацию региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019 - 2025 годах», утвержденной постановлением администрации Волгоградской области от 01.04.2019 № 141-п (далее – Региональная программа), приказом комитета строительства Волгоградской области от 04.07.2019 № 533-ОД установлен размер расчетной предельной стоимости 1 кв.м общей площади жилого помещения - 42,0 тыс.руб.
3) В МПА не определен предельный размер допустимого превышения общей площади жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и договорам мены, над расселяемой площадью, что создает условия для необоснованно широких пределов усмотрения и риск возникновения признаков коррупциогенности.
В 2019 году общий размер превышения общей площади жилых помещений в предоставленных квартирах над расселяемой площадью составил:
- по договорам социального найма – 121,9 кв.м, в том числе в разрезе нанимателей превышение варьирует от 1,6 кв.м до 22,0 кв.м;
- по договорам мены – 170,8 кв.м, в том числе в разрезе собственников превышение варьирует от 1,4 кв.м до 14,8 кв.м.
Равноценность обмениваемых жилых помещений определялась комиссией по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда на основе сопоставления их физических и экономических характеристик.
4) В МПА не установлен порядок определения очередности расселения аварийного жилья, что вызывает риск неограниченных возможностей для изменения очередности по своему усмотрению.
5) В соответствии с ч.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В Волгограде сложилась практика переселения собственников жилых помещений по договорам мены без доплаты разницы в стоимости обмениваемых помещений, а именно:
- без определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение (выкупной цены);
- без оценки рыночной стоимости предоставляемых жилых помещений;
- без оплаты разницы между стоимостью предоставляемых жилых помещений и выкупной ценой изымаемых жилых помещений.
При этом вышеуказанные нормы переселения по договорам мены не закреплены в МПА Волгограда.
Анализ практики других городских округов показал различные подходы к заключению договоров мены:
в г. Воронеже не взимается доплата за разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений;
в г. Чите и г. Брянске взимается доплата за разницу в стоимости обмениваемых жилых помещений;
в г. Новороссийске и г. Уссурийске доплата взимается при предоставлении жилого помещения большей площадью.
Предоставление собственникам жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение может являться резервом сокращения расходов на переселение граждан из аварийного жилья за счет бюджетных средств (областного бюджета, бюджета Волгограда) в случае осуществления доплаты за предоставляемое по договорам мены жилье за счет средств собственников.
Кроме того, установлено, что между комитетом строительства Волгоградской области (Государственный заказчик) и городским округом город-герой Волгоград (Муниципальное образование) заключено соглашение № 1-ПС/2019 от 21.06.2019 о реализации на территории городского округа город-герой Волгоград Волгоградской области региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее – Соглашение № 1-ПС/2019).
В проверяемый период в Региональную программу 4 раза вносились изменения (26.07.2019, 24.09.2019, 05.11.2019, 28.12.2019).
Сторонами документально не оформлено изменение условий Соглашения № 1-ПС/2019 в связи с внесением 28.12.2019 изменений в Региональную программу. В результате этого плановые показатели переселения на 2019 год, указанные в Соглашении № 1-ПС/2019, не соответствуют показателям Региональной программы в ред. от 28.12.2019. Последствием является невыполнение Муниципальным образованием плановых показателей переселения на 2019 год, предусмотренных условиями Соглашения № 1-ПС/2019, что может привести к риску возврата в областной бюджет полученной финансовой поддержки на переселение граждан.
Подробная информация о результатах Мероприятия, а также предложения КСП Волгограда отражены в Отчете. Копии Отчета направлены в адрес председателя Волгоградской городской Думы, главы Волгограда и в прокуратуру города Волгограда.