Решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Волгограда от 21.12.2017 № 50/12 утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия по теме: «Проверка законности и эффективности использования в 2016 году бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятия «Организация освещения улиц» муниципальной программы «Благоустройство Волгограда» на 2016-2018 годы» (№ 03-11-2017).
Основание проведения контрольного мероприятия: план работы Контрольно-счетной палаты Волгограда на 2017 год, утвержденный приказом председателя Контрольно-счетной палаты Волгограда от 27.12.2016 № 192.
Предмет контрольного мероприятия: документы комитета дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, муниципального учреждения коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания, муниципального казенного предприятия «Волгоградгорсвет» в рамках реализации мероприятия «Организация освещения улиц» муниципальной программы «Благоустройство Волгограда» на 2016-2018 годы» (далее – МП «Благоустройство Волгограда» на 2016-2018 годы, Программа) за 2016 год.
Объекты контрольного мероприятия:
- комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, далее - Комитет;
- муниципальное учреждение коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания, далее – МУ «Комдорстрой», Учреждение;
- муниципальное казенное предприятие «Волгоградгорсвет», далее - МКП «Волгоградгорсвет», Предприятие.
Выводы
1. В соответствии с муниципальной программой (далее – МП) «Благоустройство Волгограда на 2016-2018 годы», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 31.12.2015 № 1882, в части организации освещения улиц на 2016 год предусмотрены мероприятия с общим объемом финансирования 261 643,2 тыс.руб., в том числе:
- содержание линий наружного освещения – 225 013,9 тыс.руб.;
- реконструкция линий наружного освещения – 3 041,8 тыс.руб.;
- строительство линий наружного освещения – 8 790,0 тыс.руб.;
- погашение кредиторской задолженности по содержанию линий наружного освещения за 2015 год – 24 797,5 тыс.руб.
2. Фактическое финансирование в 2016 году Комитета в части организации освещения улиц Волгограда в рамках мероприятий МП «Благоустройство Волгограда» на 2016 - 2018 годы составило 232 860,26 тыс.руб., из них:
-строительство линий наружного освещения – 1 136,34 тыс.руб. (заказчик работ – МУ Комдорстрой, подрядчик - МКП «Волгоградгорсвет»);
- субсидии на возмещение затрат на содержание, текущий ремонт и энергоснабжение объектов наружного освещения – 231 723,92 тыс.руб. (получатель субсидии – МКП «Волгоградгорсвет»). Предоставление бюджетных средств в 2016 году осуществлялось на основании Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат на содержание, текущий ремонт и энергоснабжение объектов наружного освещения на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 18.06.2014 № 702, и соглашений, заключенных Комитетом с МКП «Волгоградгорсвет».
3. Проверкой законности и эффективности использования средств бюджета Волгограда на содержание линий наружного освещения установлено:
1) в Порядок предоставления субсидий, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 18.06.2014 № 702, не вносились изменения в целях приведения его в соответствие с общими требованиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 (в невыполнение требований п.3 ст.78 БК РФ);
2) установлены отдельные недостатки Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 18.06.2014 № 702, в части расчета расчетно-нормативных расходов на содержание, текущий ремонт и энергоснабжение объектов наружного освещения (приложение № 9 к порядку), а именно:
- в части расчета затрат на ФОТ не установлен соответствующий перечень должностей и категорий работников (или источник данной информации);
- в части статьи затрат «амортизация» не установлен какой-либо порядок расчета, в том числе перечень имущества, в отношении которого получателю субсидий возмещаются начисленные суммы амортизационных отчислений;
- в части накладных (общеэксплуатационных) расходов предусмотрены противоречивые данные в определении базы для расчета данных расходов (85% от ФОТ или 85% от ФОТ с начислениями);
- не установлена форма отчетов об использовании субсидий, подлежащих предоставлению Комитетом в департамент финансов администрации Волгограда;
3) в общем объеме субсидий, предоставленных МКП «Волгоградгорсвет» на 2016 год, учтена сумма амортизационных отчислений в размере 7 500,0 тыс.руб. (по объектам основных средств – линиям наружного освещения). При этом Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 18.06.2014 № 702, и заключенными соглашениями не установлены направления и порядок использования Предприятием субсидий в части суммы начисленной амортизации, что является существенным упущением со стороны Комитета как разработчика данного муниципального нормативного акта Волгограда.
Учитывая экономическую сущность амортизации, которая состоит в том, что путем амортизационных отчислений обеспечивается постепенное возмещение стоимости основных фондов в целях их обновления, амортизационные отчисления МКП «Волгоградгорсвет», отнесенные на себестоимость деятельности «Эксплуатация, ремонт сетей наружного освещения», должны быть направлены на восстановление (обновление) линий наружного освещения, находящихся в эксплуатации.
4) МКП «Волгоградгорсвет» произведены капитальные вложения в объекты основных средств (модернизация 6-ти объектов и строительство одной линии наружного освещения, указанных в плане проведения модернизации, утвержденным председателем Комитета) на общую сумму 5 613,9 тыс.руб., в том числе: 3 037,2 тыс.руб. - услуги сторонних организаций; 2 576,7 тыс.руб. - фактические затраты МКП «Волгоградгорсвет». При этом стоимость капитальных вложений МКП «Волгоградгорсвет» в объекты основных средств (линии наружного освещения) за 2016 год меньше на 1 886,1 тыс.руб. по сравнению с суммой начисленной амортизации за счет субсидий из бюджета Волгограда.
Таким образом, установлено неэффективное (неэкономное) использование бюджетных средств, направленных в 2016 году на предоставление субсидий МКП «Волгоградгорсвет». Последствием данного недостатка являются расчетные потери средств бюджета Волгограда в сумме 1 886,1 тыс.руб.;
5) отчет МКП «Волгоградгорсвет» о фактических затратах за 2016 год составлен Предприятием приближенно к объемам расчетно-нормативных расходов по статьям затрат и не отражает в полном объеме фактические расходы предприятия в части деятельности по содержанию и текущему ремонту линий наружного освещения;
6) Комитетом в 2016 году подписаны (приняты) отчеты об исполнении планов по содержанию и текущему ремонту объектов наружного освещения Волгограда по установленной форме без предварительного согласования работ, не указанных в соответствующих планах работ (в невыполнение порядка предоставления субсидий, определенного п.4.8 Соглашений и п. 5.10 Порядка предоставления субсидий от 18.06.2014 № 702).
Данное нарушение имеет признаки административного правонарушения в соответствии со ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ. Ответственное должностное лицо – председатель Комитета - Земцов В.Ю.
7) выполнение заданного уровня эксплуатационного обслуживания объектов наружного освещения Волгограда (доля действующих светильников не менее 95 %) подтверждено за 2016 год ежемесячными отчетами МКП «Волгоградгорсвет» и результатами комиссионных обследований, проведенных представителями Комитета и МКП «Волгоградгорсвет».
4. Проверкой законности и эффективности использования средств бюджета Волгограда на строительство и реконструкцию линий наружного освещения установлено:
1) Перечень объектов наружного освещения Волгограда, реконструкция и строительство которых планировалось в 2016 году, утвержден Постановлением администрации Волгограда от 06.06.2016 № 835;
2) общая протяженность созданных в 2016 году линий - 11,876 км, в том числе: реконструированы линии наружного освещения протяженностью 2,364 км; построены линии наружного освещения протяженностью 9,512 км. Общее количество введенных в эксплуатацию светоточек - 430 шт., в том числе: при реконструкции линий наружного освещения - 124 светоточки; при строительстве - 306 светоточек.
Выполнение работ осуществлялось в соответствии с объемами, предусмотренными проектно-сметной документацией, которые имеют отклонения от плановых объемов, предусмотренных Постановлением от 06.06.2016 № 835.
5. Проверкой отчетов Комитета об исполнении Программы установлено:
1) в части обоснованности планирования расходов бюджета Волгограда на реализацию Программы:
- Комитетом при разработке Программы не осуществлялось планирование работ по созданию наружного освещения в соответствии с градостроительными планами и планами развития Волгограда. В планы работ включались объекты на основании судебных решений, Поручения Президента РФ и др.;
- при обосновании затрат на реализацию Программы в 2016 году (в том числе в составе «Технико-экономического обоснования» Программы) не указан адресный перечень объектов линий наружного освещения, на которые предусмотрено финансирование;
- не предусмотрено мероприятие в 2016 году по погашению кредиторской задолженности за 2015 год;
- на момент проведения проверки не откорректирована в Программе сумма кредиторской задолженности 2016 года для погашения в 2017 году;
2) недостоверность отдельных показателей эффективности мероприятий Программы, указанных в отчете Комитета о реализации МП «Благоустройство Волгограда на 2016-2018 годы» за 2016 год, а именно:
- показатель результативности «Количество светоточек в ЛНО на УДС, введенных в эксплуатацию за счет строительства» не выполнен в запланированном объеме и его значение завышено в отчете о ходе реализации Программы;
- занижено значение показателя «Количество светоточек на территориях МКД, введенных в эксплуатацию за счет строительства» в отчете о ходе реализации Программы;
- указаны недостоверные сведения о количестве реконструируемых и построенных светоточек.
Согласно комментариям департамента городского хозяйства администрации Волгограда к акту по результатам данного контрольного мероприятия показатели эффективности мероприятий программы будут откорректированы и приведены в соответствие с учетом замечаний Контрольно-счетной палаты при формировании отчета об исполнении Программы за весь период реализации;
3) невыполнение МУ «Комдорстрой» требований п. 6.9 Положения о муниципальных программах, утвержденного постановлением администрации Волгограда от 20.08.2013 № 1418, и п. 4.3 МП «Благоустройство Волгограда на 2016-2018 годы», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 31.12.2015 № 1882, в части подготовки и представления исполнителю-координатору ежеквартальных и годовых отчетов о ходе реализации программы в 2016 году, так как данные отчеты отсутствуют;
4) невыполнение Комитетом как исполнителем-координатором п. 4.1 МП «Благоустройство Волгограда на 2016-2018 годы», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 31.12.2015 № 1882, так как в 2016 году не затребованы у МУ «Комдорстрой» ежеквартальные и годовой отчеты.
6. Установлено невыполнение МУ «Комдорстрой» Порядка № 112н и Приложения № 2 к нему, Порядка составления смет № 515-р и Приложения № 4 к нему, так как не оформлены по установленной форме изменения к бюджетной смете учреждения.
Данное несоответствие является нарушением порядка формирования и ведения бюджетной сметы и имеет признаки административного правонарушения по ст.15.15.7 КоАП РФ.
Дата совершения правонарушения – 30.12.2016 (дата измененной бюджетной сметы). Ответственные должностные лица: руководитель МУ «Комдорстрой» Редин С.Н., главный бухгалтер Островская Г.Н.
7. Установлено, что до не внесены изменения в Устав:
- МУ «Комдорстрой» в части изменения с 29.08.2017 наименования Комитета;
- МКП «Волгоградгорсвет» в части возможности распоряжения как недвижимым, так и движимым имуществом Предприятия, закрепленным на праве оперативного управления, только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления (согласно требованиям п. 1 ст. 297 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ).
8. Анализ законности, целесообразности, обоснованности и эффективности расходов на закупки МУ «Комдорстрой» по организации наружного освещения в 2016 году показал следующее:
1) целесообразность расходов на закупки на реконструкцию и строительство объектов наружного освещения подтверждена:
- наличием соответствующих полномочий органов местного самоуправления Волгограда по решению вопроса местного значения городского округа (организации благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц);
- наличием МП «Благоустройство Волгограда на 2016-2018 годы», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 31.12.2015 № 1882, и постановлением администрации Волгограда от 06.06.2016 № 835.
Выбор 13 объектов обоснован решениями судов (по 7 объектам), Поручениями Президента РФ по устранению жалоб населения (по 4 объектам), подготовке к ЧМ-2018 (по 1 объекту) и контрольным талоном администрации Волгограда (на 1 объект). При этом проверкой установлен отрицательный момент - при обосновании затрат на реализацию программы (в том числе в разделе 6 Программы «Технико-экономическое обоснование») не указан адресный перечень объектов ЛНО, на которые предусмотрено финансирование.
2) приложения к аукционной документации на выполнение работ по реконструкции и строительству ЛНО (локально-сметные расчеты) обоснованно составлялись МУ «Комдорстрой» в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией и «Планом работ по организации освещения на 2016 год», утвержденным председателем Комитета Земцовым В.Ю. (без указания № и даты);
3) в части своевременности расходов на закупки установлено:
- два из 5-ти муниципальных контракта на общую сумму 7 212,3 тыс.руб. заключены в декабре 2016 года, со сроком окончания в декабре 2016 года, что свидетельствует о недостаточности времени для качественного выполнения работ. Так, срок выполнения работ по м/к от 26.12.2016 № 3857 составляет 2 календарных дня (до 28.12.2016);
- оплата по всем контрактам на общую сумму 16 216,0 тыс.руб. произведена несвоевременно, с нарушением сроков оплаты, установленными контрактами и дополнительными соглашениями к нему. В результате чего, в случае предъявления претензий подрядной организацией возможны потери бюджета Волгограда на общую сумму 413,3 тыс.руб.;
4) в части эффективности расходов на закупки для выполнения работ по организации наружного освещения установлено, что экономия бюджетных средств в процессе осуществления закупок составила 452,9 тыс.руб.; экономия бюджетных средств при исполнении контрактов составила 162,2 тыс.руб.;
5) в ходе оценки результативности расходов на закупки для выполнения работ по организации наружного освещения в 2016 году установлено, что социально-значимый эффект (степень удовлетворения муниципальных нужд и достижения целей осуществления закупок, на которые были использованы бюджетные средства) достигнут, так как ЛНО созданы и введены в эксплуатацию, что подтверждено актами приемки выполненных работ (ф.КС-2) и актами приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (ф.КС-14).
Созданные объекты на основании распоряжений ДМИ переданы эксплуатирующей организации МКП «Волгоградгорсвет» на основании актов о приеме - передаче вложений в нефинансовые активы (в декабре 2016 - июне 2017 года);
6) в ходе оценки результативности расходов на закупки по подготовке проектно-сметной документации установлено, что в 2016 году в рамках МП «Благоустройство Волгограда на 2016-2018 годы», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 31.12.2015 № 1882, заключены 5 муниципальных договоров с ООО «Кристиан» на создание проектно-сметной документации (для подготовки к строительству и реконструкции объектов ЛНО в 2017 году). Работы по договорам выполнены ООО «Кристиан» на общую сумму 372,6 тыс.руб. На момент проверки строительство линий наружного освещения в 2017 году не осуществлено, проектно-сметной документация не использована, что в дальнейшем может привести к безрезультативному расходованию средств бюджета Волгограда в сумме 372,6 тыс.руб. на ее изготовление.
9. Кредиторская задолженность Комитета в рамках исполнения МП «Благоустройство Волгограда на 2016-2018 годы», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 31.12.2015 № 1882, составила:
- по состоянию на 01.01.2017 – 32 402,06 тыс.руб., в том числе в части:
- строительства и реконструкции линий наружного освещения - 17 160,6 тыс.руб.
В 2017 году: данная задолженность погашена; новые муниципальные контракты не заключались, работы не выполнялись; на момент проверки программа в части увеличения доли освещенных улиц в общей протяженности улично-дорожной сети Волгограда не исполнена и имеет риск неисполнения до конца текущего года;
- содержания и текущего ремонта объектов наружного освещения – 15 241,46 тыс.руб.;
- по состоянию на 01.10.2017 – 21 334,0 тыс.руб. (по содержанию и текущему ремонту объектов наружного освещения).
Контрольно-счетная палата отмечает, что проектом решения Волгоградской городской Думы «О бюджете Волгограда на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на организацию наружного освещения в 2018 году предусмотрены ассигнования в сумме 15 835,4 тыс.руб., что существенно ниже (на 221 788,4 тыс.руб.) ассигнований, утвержденных бюджетом Волгограда на 2017 год и недостаточно для осуществления соответствующих мероприятий МП «Благоустройство Волгограда на 2016-2018 годы», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 31.12.2015 № 1882. Данным проектом бюджета расходы на организацию наружного освещения на 2019-2020 годы не предусмотрены.
Решением Волгоградской городской Думы от 30.10.2017 № 61/1798 администрации Волгограда рекомендовано принять решение в отношении объектов наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, на передачу по концессионному соглашению на срок не более 15 лет.
По мнению Контрольно-счетной палаты Волгограда, при принятии данного решения, кроме средств, связанных с финансированием расходов концессионера, необходимо дополнительно учитывать и планировать расходы бюджета Волгограда, необходимые на содержание линий наружного освещения, принимаемых в муниципальную собственность при выявлении их в качестве бесхозяйных объектов.
Ограниченный объем средств, запланированный на 2018 год и полное отсутствие финансового обеспечения расходных обязательств на организацию наружного освещения в плановом периоде 2019-2020 годов, ставит под угрозу возможность осуществления органами местного самоуправления Волгограда полномочий в данной сфере в ближайшей перспективе.
Предложения:
Волгоградской городской Думе:
1. Рассмотреть на заседании профильного комитета Волгоградской городской Думы отчет о результатах настоящего контрольного мероприятия.
Администрации Волгограда:
1. Утвердить комплексный план мероприятий по устранению нарушений и выполнению предложений Контрольно-счетной палаты по результатам данного контрольного мероприятия (с указанием ответственных структурных подразделений администрации Волгограда и должностных лиц, а также сроков выполнения) с целью устранения и (или) недопущения в дальнейшем установленных нарушений по разделу «Выводы» данного отчета.
2. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Порядок предоставления субсидий, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 18.06.2014 № 702 (с учетом п. 3 раздела «Выводы» данного отчета), в том числе в целях:
- выполнения требований п. 3 ст. 78 БК РФ и постановления Правительства РФ от 06.09.2016 № 887;
- обеспечения экономного и результативного использования средств бюджета Волгограда в рамках предоставления субсидий на содержание, текущий ремонт и энергоснабжение объектов наружного освещения.
3. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в МП «Благоустройство Волгограда на 2016-2018 годы», утвержденную постановлением администрации Волгограда от 31.12.2015 № 1882 (с учетом п. 9 раздела «Выводы» данного отчета).
4. Обеспечить формирование достоверных отчетов (МУ «Комдорстрой» и департамента городского хозяйства администрации Волгограда) о ходе реализации МП «Благоустройство Волгограда на 2016-2018 годы», утвержденной постановлением администрации Волгограда от 31.12.2015 № 1882, за период 2016 - 2017 годов.
5. Обеспечить использование разработанной проектно-сметной документация на строительство линий наружного освещения (в целях обеспечения результативности использования средств бюджета Волгограда в сумме 372,6 тыс.руб., направленных на её изготовление в 2016 году).
6. Внести изменения в Устав МКП «Волгоградгорсвет» в части распоряжения имуществом, переданным в оперативное управление предприятию, только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления (в соответствии с требованиями п. 1 ст. 297 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ).
7. Внести изменения в Устав МУ «Комдорстрой» в части наименования структурного подразделения администрации Волгограда, осуществляющего оперативное управление учреждением.
8. Обеспечить контроль за исполнением МУ «Комдорстрой» установленных порядков составления и ведения бюджетных смет в части оформления изменений к бюджетной смете учреждения.
9. Устанавливать при осуществлении закупок на выполнение работ по строительству и реконструкции объектов наружного освещения Волгограда сроки, достаточные для качественного выполнения работ.
10. В целях недопущения дополнительных (избыточных) расходов бюджета Волгограда обеспечить своевременное исполнение принятых обязательств по оплате работ (услуг) по заключенным муниципальным контрактам.
11. Принять меры ответственности к должностным лицам, допустившим нарушения и недостатки, установленные в ходе контрольного мероприятия.
Администрации Волгограда обеспечить устранение нарушений и выполнение предложений Контрольно-счетной палаты Волгограда, указанных в настоящем отчете, в срок до 02.04.2018.
Результаты деятельности администрации Волгограда по исполнению рекомендаций и устранению выявленных нарушений будут рассмотрены в ходе проведения мероприятия внешнего финансового контроля за устранением нарушений и выполнением предложений по результатам данного контрольного мероприятия по истечении указанного срока.